Демократия не создается высокоточными ракетами
Крис Паттен - комиссар Европейского Союза по внешним связям, в 1992-1997 годах был последним английским губернатором Гонконга.
Как возникает демократия? С начала 1980-х годов в Восточной Азии, Восточной Европе и Южной Америке появился целый ряд демократических стран - и многие впоследствии сбились с этого пути, что вызвало бурные дебаты о том, что же необходимо для установления прочного либерального режима. Сейчас, когда Соединенные Штаты пытаются установить демократию в Ираке, оккупировав эту страну, а Вашингтон намекает, что Багдад является лишь первым шагом на пути к демократизации всего Ближнего Востока, вопрос о том, как наилучшим образом построить свободное общество, приобретает огромное практическое значение.
В 1990-х годах я пять лет был последним английским губернатором Гонконга, осуществляя контроль над передачей Гонконга Китаю и следя за выполнением англо-китайского соглашения об управлении этими территориями до и после смены юрисдикции. Благодаря этим обязанностям я принимал активное участие в дебатах о демократии в Азии, и выработал свою точку зрения на этот вопрос - точку зрения, которая, я полагаю, имеет отношение и к вопросу политических реформ на Ближнем Востоке.
Демократия имеет универсальное значение и отказ от построения ее в какой-либо стране не может обосновываться культурными особенностями или экономической слабостью. Но вместе с тем она должна органично произрастать из общества. Внешнее давление может и должно быть применено, однако демократию нельзя установить силой.
Как и многие другие политики - среди которых видное место занимает бывший посол Соединенных Штатов в Индонезии Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), являющийся ныне заместителем министра обороны - я утверждал, что конфуцианское общество не является полностью чуждым демократии. Свобода представляет собой естественное желание человека, демократия не является препятствием к развитию, и аргументы в пользу открытого общества так же применимы к исламскому миру, как они применимы к христианству или конфуцианству.
Заявлять о том, что исламский мир и демократия несовместимы друг с другом, можно, лишь забыв о примере Турции и предположив, что ислам не выходит за границы стран арабской лиги. Однако три четверти всего мусульманского населения живут за пределами Северной Африки, Ближнего Востока и государств Персидского залива - и многие из них проживают в странах с различными видами и формами демократии, как, например, в Индонезии, Индии и Малайзии.
Конечно, демократия не может быть построена за одну ночь. Поспешное проведение выборов до того, как будет создано то, что редактор журнала «Newsweek» Фарид Закария (Fareed Zakaria) назвал «конституционной свободой», может послужить скорее прикрытием для автократии, чем защитить от нее. Однако я не согласен с изложенным в его книге мнением, согласно которому демократию нельзя строить до того, как будет достигнуто процветание.
Конечно, для развития и процветания свободной рыночной экономики требуются прозрачность и законность, а эти условия с большей вероятностью возникнут там, где проходят оживленные общественные дебаты и имеется представительное правительство.
Когда дело доходит до управления экономикой, диктаторские режимы часто оказываются совершенно непригодными, и это заметнее всего на Ближнем Востоке. Утверждение, что автократии лучше подходят для достижения процветания, и что демократия каким-то образом наступит сама, не только сомнительно, но и представляет собой аргумент в пользу бездействия - в пользу игнорирования нарушений прав человека и отрицания универсальности либеральных ценностей.
Демократии редко возникают без давления извне, однако страны Запада должны помнить предупреждение Робеспьера о «вооруженных миссионерах» - они не должны приносить исламским странам демократию на остриях высокоточных ракет. Вулфовиц и многие другие политики в США и Великобритании утверждают, что после свержения диктатора Саддама Хусейна (Saddam Hussein) Ближний Восток подвергнется «демократическому шоку». Однако нельзя излечить болезнь, устранив ее симптомы, мы не должны обманывать самих себя, что если тиран свергнут, то свобода придет сама собой.
Итак, как же Запад должен содействовать установлению демократии на Ближнем Востоке? Насколько сильное давление он должен оказывать и в какой форме?
С моей точки зрения, свободная торговля, интенсивная помощь, готовность увязывать эту помощь с хорошим поведением, и немного устойчивости будут иметь огромное значение для установления более либерального порядка в арабском мире.
Соединенные Штаты говорят сегодня о свободной торговле с Ближним Востоком и внутри него. Европа уже несколько лет осуществляет программу европейско-средиземноморского сотрудничества. Предоставление государствам Ближнего Востока доступа к европейским рынкам позволит им создавать новые рабочие места, а также будет способствовать совершенствованию власти в этих странах.
Запад также должен обеспечить более объемное финансирование своих ближневосточных амбиций. Чтобы трансформировать Ближний Восток, необходимо предоставлять больше экономической помощи. Особенно следует направлять средства в те страны, которые стремятся соблюдать права человека и проводить политические реформы.
Слишком долгое время западные страны оказывали помощь прозападным диктаторам из опасения, что в противном случае им на смену придут еще более ужасные фигуры. Однако Турция является наглядным примером того, что демократический путь развития может сочетаться с умеренным исламом. Эта страна должна стать ориентиром для всего мусульманского мира.
Когда народы Турции, Индии или Германии высказывают свое мнение, то, что они говорят, не всегда приятно для Соединенных Штатов. Так может происходить, когда гражданам позволено самостоятельно думать и соответственным образом голосовать. Демократия редко бывает предсказуемой, однако она практически всегда желанна.
«The International Herald Tribune», ИноСМИ.ру
www.inosmi.ru