«Выборы» в Чечне
Москва, 17 сентября 2003 года. Выдвинутый Москвой план восстановления законности и правопорядка в охваченной войной Чечне быстро теряет доверие к себе. Подготовка к назначенным на 5 октября выборам президента Республики Чечня проходит в условиях продолжающихся боестолкновений с повстанцами и утверждений, что Кремль уже предопределил результат этих выборов.
В последние недели таинственным образом сняли свои кандидатуры или были исключены из списков четверо ведущих кандидатов в президенты, что сделало назначенного Кремлем исполняющим обязанности президента Ахмада Кадырова почти верным победителем. «Мне жаль, что прежнее мнение Кремля, что Кадырову следует выставить свою кандидатуру на честные выборы, сегодня сменилось на другую точку зрения 'Пусть он выиграет без соперников'», - заявила только что возвратившаяся из Чечни Светлана Ганнушкина, член Комиссии по правам человека при президенте России.
Президентские выборы в этой республике должны были стать кульминационной точкой в мирном процессе, начатом Кремлем почти год назад, и имели целью убедить мир, что имеющее почти десятилетнюю историю движение Чечни за обретение независимости закончилось, и что эта республика возвращается к миру и нормальной жизни под властью Москвы.
В марте подозрительно много (96%) чеченцев приняло участие в референдуме, на котором 80% участников одобрили новую конституцию, дарующую чеченцам ограниченную автономию, но навсегда закрепляющую статус Чечни как российской территории. Хотя многие специалисты скептически отнеслись к результатам голосования, почти никто не сомневается, что подавляющее большинство уставших от войны чеченцев хотят мира - пусть даже на условиях Москвы.
Главной целью Москвы является вытеснение с политической сцены лидера повстанцев Аслана Масхадова, который в 1997 году был избран президентом республики. Кремль упорно отказывается вести переговоры с г-ном Масхадовым, которого обвиняет в поддержке терроризма, или допустить к жестко контролируемому политическому процессу его представителей.
Чеченские повстанцы продолжают убивать в Чечне около десятка российских солдат в неделю; считается, что они стоят за волной самоубийственных терактов, которые этим летом погубили около 300 человек в Чечне, в прилегающих республиках и в Москве.
Критики заявляют, что провал попытки Кремля поставить у власти в Чечне своего человека и создать хотя бы видимость свободного волеизъявления для чеченского народа поставил под угрозу даже те немногие успехи, которых ему удалось достичь в мирном процессе.
Г-н Кадыров, которого Москва 3 года назад сделала главой временного правительства республики, заполнил официальные органы власти своими дружками и, как утверждают правозащитники, осуществляет массированное запугивание своих соперников. «Население Чечни боится Кадырова больше, чем военных или террористов», - заявляет г-жа Ганнушкина. Она приводит примеры, когда доверенных лиц соперников г-на Кадырова избивали и задерживали сотрудники его охраны.
Проведенный в республике в июне независимый опрос общественного мнения показал, что г-н Кадыров занимает 4-е место. Но с того времени трое его соперников выбыли из предвыборной гонки. Первым по результатам опроса оказался профессор экономики в Москве Руслан Хасбулатов (ему отдали предпочтение 25,7% опрошенных), однако в июле он снял свою кандидатуру, заявив, что в Чечне нет условий для проведения честных выборов. Вторым считался Хусейн Джабраилов (в опрос его не включили), отпрыск влиятельной чеченской семьи бизнесменов, который имеет серьезную поддержку в республике. Он снял свою кандидатуру 2 недели назад, заявив журналистам, что «может принести большую пользу, направив усилия на улучшение диалога между чеченцами». Малик Сайдуллаев, проживающий в Москве чеченский бизнесмен, которого в ходе опроса поддержали 23,3% опрошенных, решением Верховного суда Чечни был исключен из списка кандидатов в связи с обвинениями в фальсификации подписей. Последний серьезный соперник, депутат Государственной Думы РФ Асланбек Аслаханов, которого поддержали 22,4% опрошенных, снял свою кандидатуру на прошлой неделе, после звонка Владимира Путина, который предложил ему работу в Кремле.
Таким образом, в лидеры президентской гонки вышел г-н Кадыров, хотя его поддержали всего 13,1% опрошенных. В списке по-прежнему остаются семеро менее значимых кандидатов, однако, по мнению большинства обозревателей, у них нет никаких шансов выиграть выборы.
В конце сентября вооруженные люди из двухтысячной охраны г-на Кадырова заняли единственную в республике телестудию и редакционные помещения всех восьми республиканских газет. «Чечня находится под полным контролем Кадырова, и он продемонстрировал, что может делать все, что ему вздумается», - говорит Николай Петров, специалист из московского отделения Фонда Карнеги. - Никакие выборы не могут изменить этот факт».
Некоторые специалисты полагают, что г-н Кадыров стал незаменимым для Кремля, установив личный контроль в этой мятежной республике, и теперь г-н Путин не может позволить, чтобы он потерпел неудачу. «Путин сам себя загнал в угол и теперь является заложником Кадырова, - говорит г-н Петров. - И теперь у Кремля проблемы, ему нужно объяснить мировому сообществу, как все это случилось в Чечне».
«Christian Science Monitor», ИноСМИ.ру
www.inosmi.ru