Заявление Путина на борту ракетного крейсера «Москва» было подхвачено министром обороны С. Ивановым. Однако если президент заявил, что он не видит ничего плохого, что миротворческими силами в Ираке будут командовать американские генералы, то его министр пошел гораздо дальше. Он, выступая в Астрахани во время учений войск ПВО, выразил готовность направить в Ирак российские войска и поставить над ними американских командиров, если на это будет мандат ООН.
Но направление российских войск за границу, не входит в компетенцию министра обороны, а является по конституции исключительной прерогативой Совета Федерации. Известно, что даже в бывшие республики Советского Союза российские войска направлялись по решению СФ, не говоря уж о странах дальнего зарубежья. Правда, присутствие российского контингента в Косово не помешало изгнанию оттуда 200 тыс. сербов. Путин с гневом говорил об этом на встрече с президентом Болгарии Георгием Првановым 6 сентября. Но ведь ответственность за это несет Россия, которая вовремя не вступилась за братьев-славян, а потом вообще вывела свои войска с Балкан, в том числе из Косово. Теперь Кремль готов послать российских «миротворцев» на защиту американских интересов в Ираке.
Швейцарская газета «Ное цюрихер цайтунг» объясняет сильный проамериканский крен в позиции Кремля по Ираку тем, что недавно российские нефтяные компании надавили на Путина, чтобы снова включиться в иракский нефтяной бизнес. Кроме того, газета просматривает проамериканское влияние премьера Италии Берлускони во время недавнего визита Путина в Италию. Однако стремление Кремля подыграть Вашингтону в его политике в Ираке скорее всего объясняется предстоящим официальным визитом российского президента в США. Он выдает Бушу политические авансы, хотя далеко не ясно, насколько Буш пойдет навстречу интересам России, допустим, в вопросах отмены дискриминации в торговле и других вопросах. Это очень плохая дипломатия.
Путину надо было бы последовать примеру Германии и Франции, которые хотят продать любые уступки Вашингтону по Ираку подороже, заняв предельно жесткую позицию по внесенному проекту резолюции по Ираку. Эта резолюция пока носит неформальный характер и обсуждается в кулуарах СБ. Смысл этого неформального проекта сводится к тому, что Вашингтон хочет получить мандат ООН на преобразование своих вооруженных сил и контингентов своих союзников в Ираке в многонациональные силы, находящиеся под американским командованием. США надеются, что с помощью этого трюка им удастся существенно расширить круг государств, участвующих в подавлении сопротивления оккупации. Известно, что многие страны отказываются принять участие в послевоенном урегулировании в Ираке без одобрения ООН. В обмен Вашингтон обещает членам СБ увеличение роли ООН в решении вопросов послевоенного устройства в Ираке. Но это обещание носит общий характер. США не конкретизируют, в решении каких именно — военных, политических и экономических — вопросов ООН будет играть большую роль.
Не случайно германский канцлер Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак на своей встрече в Дрездене 4 сентября отвергли американский проект резолюции, назвав его «нединамичным и недостаточным». По их мнению, непременным условием послевоенного урегулирования ситуации в Ираке должна быть передача власти в руки самих иракцев. Необходимо отказаться от логики оккупации и смириться с идеей управления страной самими иракцами. А Шредер заявил, что Германия в любом случае не пошлет солдат бундесвера в Ирак. После начавшихся в Совбезе 5 сентября неофициальных консультаций германский и французский представители в Совете отметили, что в американском проекте недостаточно четко определена роль ООН в послевоенном восстановлении Ирака. Кроме того, они высказались за скорейшую передачу власти в руки самих иракцев. Другие члены Совбеза — Мексика, Чили — также высказывались за то, чтобы ООН играла более весомую политическую роль в послевоенном Ираке. А Сирия считает, что международными силами в Ираке должна руководить ООН, а не Соединенные Штаты. Даже страны — члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), собравшиеся в Бишкеке 5 сентября, высказались за повышение роли ООН в политическом урегулировании ситуации вокруг Ирака. Они выступили за сохранение территориальной целостности Ирака, обеспечение суверенного права народа Ирака иметь свое международно признанное представительное правительство. А ведь два члена ШОС — Россия и Китай — являются постоянными членами СБ. В этой обстановке Вашингтон вынужден маневрировать. Постпред США в ООН посол Негропонте выразил готовность к компромиссу, заявив, что США готовы пойти на серьезные уступки и учесть точку зрения других членов Совбеза. А госсекретарь Пауэлл призвал Германию и Францию внести конкретные предложения по улучшению американского проекта резолюции.
Стоит ли Ирак на пороге гражданской войны?
На той неделе, 3 сентября, состоялась церемония приведения к присяге членов т.н. «правительства» Ирака, состоящего из 15 министров-шиитов, 5 — мусульман-суннитов, 5 курдов и по одному министру христианину и туркмену. Пост «премьера» остался вакантным, и его обязанности будут поочередно выполняться другими членами «правительства». Они были назначены т.н. правящим переходным советом. Но этот совет не является законно избранным органом власти, его назначили оккупационные власти. Некоторые члены этого незаконного органа находятся за границей. Итальянская газета «Мессаджеро» пишет: «В нынешнем состоянии полного хаоса трудно понять, хотят ли иракцы слушать министров, которых никто не знает и которые, вместо того чтобы быть избранными демократическим путем, были назначены сверху».
Между тем ситуация в Ираке продолжает обостряться. 29 августа в гор. Эн-Наджафе был убит аятолла Мохаммед Бакр аль-Хаким. Он погиб во время взрыва у мечети Али, который унес жизни еще около 120 человек. В Ираке 15 млн. шиитов, и они будут жестоко мстить за смерть своего духовного лидера. Есть несколько версий того, кто устроил взрыв у мечети Али и виновен в гибели аль-Хакима. Одна из них приписывает эту акцию сторонникам Саддама Хусейна, ибо аятолла был его непримиримым противником. Но бывший иракский лидер в обращении, записанном на видеокассету и переданном в день похорон аль-Хакима по телеканалу «Аль-Джазира», отрицает свою причастность к этому теракту. По другой версии он был убит членами соперничающей секты шиитов. По третьей — теракт был подготовлен людьми из «Аль-Каиды». Но в день погребения аль-Хакима в Эн-Наджафе 2 сентября сотни тысяч шиитов скандировали антиамериканские лозунги. А в соседнем Иране по нему был объявлен трехдневный траур.
Смерть аятоллы аль-Хакима может, по мнению экспертов, послужить поводом к гражданской войне на этнической и религиозной почве. В стране есть шииты, составляющие почти 60 процентов населения, мусульмане-сунниты, курды, среди которых есть и сунниты, и шииты. Существуют другие религиозные и этнические группы: христиане, туркмены, ассирийцы и т.п. Правда, некоторые аналитики считают, что гражданская война в Ираке была бы на руку США и Англии, ибо чем дольше там сохраняется нестабильность, тем дольше они могут там оставаться.
В этих условиях Вашингтон заинтересован в том, чтобы привлечь к оккупации Ирака как можно больше стран. По его просьбе Лондон уже рассматривает возможность направления в Ирак дополнительно к 11 тыс. еще 5 тыс. военнослужащих. Но большинство англичан высказывается за вывод британских войск. Согласно недавним опросам, этого требуют более 60 процентов англичан, причем 29 процентов считают, что это надо сделать как можно скорее. 3 сентября Польша приняла на себя командование коалиционными силами в центральном и южном районах Ирака. Под ее командованием находится дивизия численностью 9200 солдат из 21 страны: Украины, Испании, Болгарии, Венгрии, Гондураса, Никарагуа, Сальвадора, Монголии и других. Теперь Вашингтон хочет, чтобы это разнородное войско получило мандат ООН и называлось «многонациональными силами».
Россия становится мишенью исламских экстремистов
Проамериканская позиция Кремля в Ираке не может не вызывать возмущения в исламском мире и превращать Россию в мишень исламских экстремистов. Даже представители российских силовых ведомств и правоохранительных органов вынуждены признать, что за последними терактами, в частности за взрывом электрички, следовавшей из Кисловодска в Минеральные Воды, могут стоять не только чеченцы, но и террористы, прибывшие из-за границы. Генеральный прокурор РФ В.Устинов на состоявшемся в Бишкеке заседании Координационного совета генпрокуроров государств — членов ШОС сообщил, что за последние четыре года число осужденных за терроризм в России возросло в 35 раз! Ясно, что среди них есть и иностранные наемники.
В этой связи Путин предпринимает настойчивые усилия задобрить исламский мир. Он упорно стучится в двери Организации исламская конференция (ОИК), хотя по уставу этой организации Россия, где ислам не является государственной религией, не может быть ее членом. В контексте этих усилий следует расценивать и визит в Москву 2-4 сентября наследного принца и фактического правителя Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза. Президент России надеется, что с помощью этой самой влиятельной страны в исламском мире, где расположены святые для всех мусульман места — Мекка и Медина, Кремлю удастся отмыться от клейма пособника врага исламского мира. Но по иронии судьбы сама Саудовская Аравия в последние годы все чаще обвиняется в пособничестве международному терроризму и в финансировании экстремистских организаций. В частности, выходцы из этой страны обвиняются в подготовке и осуществлении терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Не случайно, что визит наследного принца, как пишет «НГ», «американские СМИ отметили дружным залпом, нацеленным на дискредитацию королевства и его правящей династии». Видимо, это делалось намеренно, чтобы насторожить Кремль и посеять недоверие к высокому саудовскому гостю.
Разумеется, официальный Эр-Рияд отвергает все эти обвинения американских СМИ. Наследный принц в интервью газете «Известия» 5 сентября назвал их голословными и безосновательными. Что касается Чечни, то принц Абдалла, признав, что чеченский вопрос является внутренним делом России, сказал, что чеченская проблема должна решаться мирным путем, через конституционные процедуры в рамках Российской Федерации. Визит принца можно считать успешным. Был подписан ряд документов, в том числе межправительственное соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа. Оно содержит положения, упрощающие процедуру создания совместных предприятий, проведение совместных научных исследований, обмен информацией о технологиях добычи и переработки нефти и газа и т.п. Но российские нефтяные компании имеют очень слабые шансы проникнуть на рынок Саудовской Аравии, которая является американской зоной интересов. А ее активы в США достигают почти триллиона долларов.