Известный британский психолог считает, что бессознательная ненависть Буша к своим родителям нашла отражение в его фанатическом крестовом походе, затеянном для избавления мира от зла
Когда в 1986 году алкоголик Джордж Буш приблизился к своему 40-летнему юбилею, он сознавал, что всех своих успехов в жизни достиг лишь благодаря своему отцу. От этого Буш-младший чувствовал себя столь жалким человеком, что делал мало различия между жизнью и смертью. Однажды Буш пригласил приятеля полетать на личном самолете. Лишь после того, как самолет чуть не разбился при взлете, а его двигатель несколько раз чуть не заглох в воздухе стало ясно, что Джордж впервые примерил на себя роль пилота. После аварийной посадки приятель Буша издал вздох облегчения, но не тут-то было: будущий президент США прибавил оборотов и опять поднял самолет в воздух.
Как-то раз, разглядывая в зеркале свое перепачканное рвотой лицо, этот сильно склонный к саморазрушению человек пал на колени и просил Бога о помощи. Господь помог ему, Буш стал трезвенником и христианином-фундаменталистом. Его спичрайтер Дэвид Фрам отмечает в своей книге: «Зигмунд Фрейд заимствовал латинское местоимение Id ( Ид или Оно, бессознательное - прим. пер.) для описания импульсивных, сексуальных, не поддающихся контролю элементов человеческой психики. В период юности бессознательное Буша, похоже, было столь же мощным и разрушительным, как и бессознательное Клинтона. Однако позже, когда Буш стал мужчиной средних лет, ему удалось обуздать свой Ид, заковать его в кандалы и запереть под замок».
Одним из тюремщиков Буша-младшего, был его отец. В средней школе в Андовере и в Йельском университете Буша-младшего навещали дедушка, дяди и многие двоюродные братья и сестры. Однако самое сильное влияние на Джорджа оказала блестящая карьера его отца. На стене школы в Андовере висела большая черно-белая фотография отца со всеми завоеванными им спортивными регалиями. Буш-старший был одним из самых успешных атлетов за всю 100-летнюю историю школы, не менее впечатляющие результаты продемонстрировал он и в Йельском университете. Младший брат Буша-младшего Джеб вкратце так резюмировал проблему: «Многие люди, которые имеют таких отцов, чувствуют себя неудачниками».
Колоссальная фигура отца вызывала у Джорджа противоречивые чувства. С одной стороны, Буш поклонялся и стремился подражать ему. Его сосед по комнате Питер Нойман вспоминает, что Джордж «боготворил своего отца и собирался стать точно таким же, как он». А друг Буша-младшего по Йельскому университету вспоминает, что Джордж испытывал к отцу «глубокое уважение». Позже, когда Буш-младший обосновался в нефтяном бизнесе, другой его друг как-то заметил: «Он очень хотел оправдать доверие своего отца».
С другой стороны, в глубине в душе Буш испытывал сильную ненависть к прекрасно функционирующей модели американского общества, согласно которой успехи отца заставляли сына чувствовать себя неудачником. Его бунтарство было бессознательным отпором отцу и отчаянной попыткой создать что-то собственное. Далекий от того, чтобы подражать отцу, Буш-младший, по его собственному признанию, стремился в школе «привить себе ощущение легкомыслия». Его сокурсники по Йельскому университету вспоминают, что будущий президент США походил на пропитанного алкоголем и охочего до развлечений героя киноактера Джона Белуши в фильме «Скотный двор». Он сильно недолюбливал интеллектуалов и враждебно относился к удачливым выпускникам школ вроде своего отца. Как-то на модной вечеринке он подошел к почтенной женщине и спросил: «Ну и какой он, секс после 50 лет?».
В возрасте 25 лет Джордж бросил грубый и прямой вызов высоким чувствам отца. В состоянии сильного опьянения он разбил свою автомашину. А потом глумился над отцом: «Я слышал, ты искал меня, ну что ж давай возьми меня под ручки». По мере взросления сын все чаще и чаще выливал свою ярость к отцу на самого же себя: в состоянии депрессии он употреблял алкоголь. Однако в алкоголизме сына виновен был не только отец. Буша-младшего воспитывала нечувствительная и властная мать.
Наиболее доверенные подруги Барбары говорят о ее «испепеляющих взглядах» и «острых словечках». Кроме того, она была чрезвычайно жестким человеком. Когда Бушу было семь лет, его младшая сестра Робин умерла от лейкемии, и очевидцы вспоминают, что он был до глубины души потрясен ее кончиной. Барбара утверждает, что эффект смерти Робин был преувеличен. Однако вряд ли кто смог бы обвинить ее в том, что она слишком уж переживала по поводу смерти своей дочери: на следующий день после похорон ее вместе с мужем видели на поле для игры в гольф.
Барбара была главным авторитетом в доме. Джеб описывает это как «своего рода матриархат ..., когда мы росли, отца не было дома. Мать раздавала леденцы и требовала от нас дисциплины». Один из друзей детства вспоминает, что Барбара «была человеком, внушавшим страх». Сам же Буш-младший так оценивал ситуацию: «У каждой матери свой собственный стиль. Моя немного походила на ... армейского сержанта-инструктора по строевой подготовке. Она всегда была очень откровенным человеком и никогда не лезла за словом в карман. Она всегда говорила все, что было у нее на уме». По словам дяди, откровенность матери Буша нередко дополнялась затрещинами и тумаками.
Бесчисленные исследования показывают, что мальчики, воспитанные властными матерями, более подвержены алкоголизму и склонны к антиобщественным поступкам. Вдобавок ко всему, Барбара, как и Буш-старший, сильно давила на сына, чтобы тот достиг высоких результатов. Она создала в семье атмосферу соперничества. Все детские игры, будь то обычные детские забавы или бейсбол, были нацелены на то, чтобы настроить ребенка на победу.
По крайней мере, материнское воспитание подготовило Буша-младшего к школьной жизни в Андовере. По прибытии туда Буша попросили написать сочинение о самом памятном событии в его жизни, и он решил написать о смерти своей сестры. Подыскивая синоним для слова «tears» (а мать вдолбила в его голову, что в сочинении нельзя повторяться), он остановился на фразе «lacerates ran down my cheeks». За сочинение Буш получил «двойку», а комментарий учителя включал слово «постыдный».
Этот случай может послужить одним из объяснений странной особенности Буша-младшего делать ляпы в публичных речах. Вот один хорошо известный пример на эту тему: «Наши дети учится? («Is our children learning?»)». Как-то отвечая на критику в адрес своих умственных способностей, нынешний президент США заметил, что критики «недопониоценили» его («misunderestimated» от misunderstand + underestimate/неправильно понимать + недооценивать - прим. пер.). Вполне возможно, что подобные ляпы вызваны к жизни вряд ли осознанным желанием Буша-младшего подразнить задиру-мамочку и надругаться над высококультурной чувствительностью папочки.
Результатом такого детства стало то, что психологи называют авторитарной индивидуальностью. Авторитаризм как явление был идентифицирован вскоре после второй мировой войны в ходе исследования, посвященного изучению причин фашизма. Сторонники жесткой руки налагают самую строгую дисциплину на самих себя и окружающих: такие правила установлены в сегодняшнем Белом доме, где молитвы предваряют рабочий день, где женские юбки должны быть ниже колена, и где Буш поднимается в 5 часов 45 минут утра, неизменно пробегая три мили трусцой перед завтраком.
Авторитарные люди одержимы неистовой враждебностью к «легитимным» целям, что зачастую является результатом предубеждений их родителей. Будучи последовательными моралистами, такие люди направляют свою враждебность на презираемые социальные группы. Они избегают самоанализа, предпочитая ему игру на публику, жесткость и цинизм. Они относятся к другим людям с подозрением, находя в самом невинном поведении собеседников скрытые подтексты. Они склонны к суевериям. Все эти черты много раз подмечали в Буше его друзья и коллеги. Его страсть к морализированию - всеобъемлюща и сильна. Он планирует заменить систему социального обеспечения религиозными благотворительными организациями, которые навязали бы обществу христианские семейные ценности.
Как правило, в качестве мишеней авторитаристы выбирают евреев, чернокожих и гомосексуалистов. Буш выступает против абортов и считает гомосексуализм злом, руководствуясь при этом своей фундаменталистской интерпретацией Библии. Возможно, социальная группа, к которой Буш испытывает самое сильное презрение - это те, кто воспринял ценности 60-х годов. Он говорит, что ненавидит «людей, которые испытывали чувство вины за то, что страдали другие». Он всегда отвергал любой вид самокопания.
Люди, которые хорошо знают Буша, говорят, что его трудно раскусить, поскольку жизнь президента протекает, по выражению одного из его друзей, за «красивым и обманчивым» фасадом. Дэвид Фрам отмечает, что Буш «жестко дисциплинирован и не спешит доверять людям. Даже когда он улыбается вам, его глаза пристально рассматривают собеседника».
Самые глубокие чувства Буша основаны на суеверии. «У жизни свои виражи, - говорит он, - жизнь пишет свою собственную историю, и попутно мы начинаем понимать, что авторами ее сценария являемся отнюдь не мы». Воля Божья, а не воля Буша объясняет его поступки на жизненном поприще.
Многие христиане-фундаменталисты авторитарны по своей натуре. Фундаменталисты понимают каждое слово Библии абсолютно буквально и полагают, что человеческая история закончится в ближайшем будущем, чему будет предшествовать ужасное апокалиптическое сражение на Земле между силами добра и зла, в котором выживут лишь праведники.
Согласно Дэвиду Фраму, когда Буш говорит об «оси зла», он отождествляет своих врагов с сатаной и силами Тьмы. Неизвестно, рассматривает ли нынешний президент США сражение с Ираком и другими «злыми» странами как вехи на пути, ведущем к апокалипсису и дню Страшного суда. Как неизвестно и то, разделяет ли Тони Блэр эти религиозные идеи. Однако ясно одно: хотя порой Буш может выглядеть клоуном, его действиями также руководит подавленный гнев по отношению к любому, кто бросает вызов фанатическим верованиям, которые разделяют президент и многие его сограждане.
Благодаря своей глубокой ненависти, так же как и любви к обоим родителям, Буш превратился в безрассудного мятежника, жаждущего смерти. Он ненавидел своего отца за то, что сам всю свою жизнь находился в его тени, а также за то, что тот эмоционально шантажировал его. Он ненавидел свою мать за то, что та давила на него физически и морально, требуя выполнять все ее прихоти. Эта же ненависть объясняет и его радикальную трансформацию в авторитарного фундаменталиста. Благодаря тотальному отождествлению с религиозным фундаментализмом, Бушу удалось ограничить произвол своего бунтарского «я».
Теперь бессознательная ненависть Буша к родителям нашла свое воплощение в фанатическом моральном крестовом походе, затеянном для избавления мира от зла. Как выразился Дэвид Фрам, «контроль над бессознательным - это основа основ президентства Буша, как человек он агрессивен в своем гневе». И этот гнев теперь управляет миром».
«The Guardian», ИноСМИ.ру
www.inosmi.ru