Россия строит в Иране новые АЭС

30 августа 2003 в 13:42
Россия строит в Иране новые АЭС
В споре по поводу своей ядерной программы Иран, по словам министра иностранных дел страны Камаля Харрази, готов в «полному» сотрудничеству с МАГАТЭ. Иран хочет доказать, то его программа является «безопасной, мирной и не направлена на изготовление ядерного оружия», заявил Харрази вчера.

Однако, согласно секретному отчету ООН, инспектора МАГАТЭ обнаружили в городе Натанзе высокообогащенный ядерный материал, который не применяется для гражданских целей.

Российский Минатом даже после этой находки не видит причин для приостановления двустороннего сотрудничества в ядерной сфере. Хотя сам факт вызывает озабоченность, однако речь идет всего лишь о следах ядерного материала, заявили вчера в Москве представители министерства. Иран со своей стороны объясняет находку тем, что частицы были завезены в страну при импорте установки.

Уже во вторник представитель Минатома объявил о намерении - «вероятно, уже в конце сентября» - подписать соглашение об обязательном возвращении в Россию поставляемого ей и отрабатываемого на иранской АЭС в Бушере ядерного топлива. Реактор для этой АЭС был завершен недавно. Отправка первых стержней может произойти в конце этого года. Сразу после завершения строительства первого реактора Россия хочет заняться созданием еще одного реактора - того же типа, для той же АЭС и по той же цене (800 млн долларов). Всего Москва планирует построить для Ирака еще пять реакторов.

Делая такие смелые заявления, Россия не обращает внимания на все опасения США, хотя, по мнению Америки, уже первый 100-мегаватный реактор представляет опасность, поскольку именно в нем американские ученые видят основу для восхождения Ирака до уровня ядерной державы. Установки для получения оружейного плутония из отработанных урановых стержней, как они считают, можно с легкость приобрести на черном рынке.

Ирану никак не удается представить убедительное обоснование, зачем, как ни для создания оружия, ему нужны реакторы. Ядерные реакторы - это последнее, что нужно богатому нефтью Ирану для производства электроэнергии. Россия более открыто сообщает о своих мотивах: строительство АЭС является желанным источником доходов и хорошим трудовым поприщем для российских атомщиков - в конце прошлого года в Бушере вместе с семьями в собственном поселении жили и работали 2000 специалистов.

Однако партнерство Москвы и Тегерана имеет и стратегические причины. Благодаря ему Кремль надеется заставить иранских лидеров отказаться от поддержки своих единоверцев в Чечне. К тому же атомная промышленность дает России почти единственную возможность выступать по отношению к странам третьего мира в качестве основного поставщика современных технологий.

Москва оказала помощь Ирану в его стремлении к статусу ядерной державы. Однако все указывает на то, что Иран идет к своей цели заполучить собственное ядерное оружие несколькими путями. Так, в феврале премьер Хатами заявил, что его страна начала собственную добычу урана. Одновременно планируется, добавил он, запустить - хотя и под надзором МАГАТЭ - с Исфахане фабрику по производству гексафторида. Это вещество с целью обогащения урана в газообразной форме подается в центрифуги, которые МАГАТЭ как раз обследовало в Натанзе. Там сейчас находятся примерно 1000 центрифуг, чего достаточно для производства одной-единственной атомной бомбы. Некоторые из этих центрифуг были поставлены в Иран еще в советские времена.

Хорошо укрепленное предприятие в Натанзе было обнаружено лишь два года назад благодаря снимкам со спутника. Ни одна страна не признается, что участвовала в ее строительстве, в том числе решительно дистанцируется Россия.

Так или иначе, недавние подтверждения намерений продолжать строить реакторы со стороны Минатома резко контрастируют с заявленной ролью президента Путина как главного партнера Запада в борьбе против терроризма. Они доказывают силу атомного лобби в России и то, насколько тесно оно переплетено с иранским лобби.

«Tageszeitung», ИноПресса.ру
www.inopressa.ru



© Kavkazcenter.com 2020