Итальянский фильм как пособие в борьбе с иракскими повстанцами
Пентагон напомнил своим офицерам, что «у французов был план, удачный в тактическом плане и провальный в плане стратегическом».
За двойной крепостной стеной древнего города скрывается повстанец. Женщина, полностью закутанная в покрывало, переносит взрывное устройство. Экстремист оказывается в самом центре группы десантников Французского легиона с корзинкой, в которой находится бомба. В среду эти черно-белые кадры были показаны группе американских генералов и высокопоставленных офицеров.
Фрагменты взяты из киношедевра «Битва за Алжир» итальянского режиссера Джило Понтекорво. Этот фильм посвящен восстанию алжирцев против французского колониализма, в 1966 году он получил премию на Венецианском кинофестивале и стал, можно сказать, учебным пособием. В Пентагоне решили показать этот фильм, и в объявлении о демонстрации картины было написано прямо: «Как одержать победу в битве с терроризмом и проиграть идеологическую войну. Дети, убивающие солдат. Женщины, бросающие гранаты в кафе. Очень скоро ярость арабского населения превратится в неудержимый порыв. Это вам ничего не напоминает?» Явная ссылка на Ирак, огненную ловушку, захлопнувшуюся за американскими солдатами.
Пентагон, с несвойственной ему откровенностью, напоминает генералам о том, что в битве за Алжир «у французов был план, удачный в тактическом плане и провальный в плане стратегическом». Аналогичные мнения высказывались год назад другими офицерами армии - израильской. Когда военные углублялись в переулки Дженина и Наблуса в поисках экстремистов, они попадали в засады, открывали огонь по гражданскому населению, превращались в мишени для боевиков, одетых как обычные граждане. И уже тогда вспомнили об «алжирской кампании», ставшей синонимом скверных сюрпризов для любых регулярных войск.
Фильм был продемонстрирован в самый разгар полемики о том, как бороться с иракскими повстанцами. Вашингтон под давлением ежедневных потерь рассматривает вопрос о создании контингента ООН под командованием американцев. Генерал Рикардо Санчес, командующий американскими силами в Ираке, считает, что дополнительные силы не требуются, нужна более эффективная разведка и сотрудничество со стороны местных жителей.
«Задачей Америки должна стать передача иракцам инструментов для создания современной и стабильной страны, и потом американцы должны уйти», - утверждает комментатор Washington Post Дэвид Игнатиус в статье, в которой рассказывает, в том числе, и о демонстрации фильма.
Центральным вопросом, подчеркивает он, остается стратегия Пентагона в Ираке. Для этого стоит еще раз посмотреть «Битву за Алжир». Десантникам позволено все или почти все. Включая пытки. Они убивают партизан, арестовывают их лидеров. Они стремятся взять под контроль весь город. Временная победа. В конце концов Париж вынужден оставить Алжир алжирцам. Конечно же, в Ираке нет Фронта национального освобождения, нет крупных лидеров сопротивления. Но американцы - иностранцы на земле, которая им не принадлежит.
Вышедшая на экраны в самый разгар вьетнамской войны картина Понтекорво стала символом борьбы против колониальных держав. В свое время фильм подвергся цензуре во Франции и стал поводом для полемики между историками. Офицеры иракской армии, готовясь к войне, изучали также фильм Ридли Скотта «Черный ястреб» - об американской операции в Сомали в 1993 году.
«Corriere della Sera», ИноПресса.ру
www.inopressa.ru