«Кавказ-Центр» поздравляет всех мусульман с началом месяца Раджаб и предлагает материалы на эту тему, взятые с сайта Lamro
29 августа соответствует 1 Раджаба, то есть в пятницу начинается один из трех священных месяцев. Небольшое напоминание:
Раджаб является одним из трех священных месяцев (Раджаб, Шаабан, Рамадан), являющихся величайшей милостью Всевышнего Аллаха к Своим рабам. В эти месяцы вознаграждение за добрые деяния и поклонение Всемогущий Аллах увеличивает многократно и прощает грехи тем, кто искренне в них раскается.
Один из хадисов Пророка (мир ему и благословение) гласит: "Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти, будучи мусульманином) и защиты от шайтана - уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах". Согласно другому хадису, воздаяние (вознаграждение за добрые деяния и наказание за грехи) в месяц Раджаб увеличивается в 70 раз. Раджаб также является одним из 4-х запретных месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам), в которые Всевышний особенно запретил грехи и конфликты.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Помните, Раджаб - месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен". Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.
Слово "Раджаб" состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): "Р" означает "рахмат" (милость Всевышнего), "дж" - "джурмул'абди" (грехи слуг Аллаха) и "б" - "бирру Ллахи Та'аля" (Добро Аллаха Всевышнего). И Аллах говорит: "О, слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром".
Особенно ценными являются первый день и первая ночь, первый четверг Раджаба, 15 день и 15 ночь и 27-ой день и ночь месяца Раджаб (в ночь с 26 на 27 Раджаба Пророк (мир ему) совершил Мирадж - вознесение). Эти ночи желательно провести в молитвах и поминании Аллаха, а дни - в посте. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) передал, что в первую ночь Раджаба ду'а (просьбы) принимаются Аллахом. Этой благословенной ночью Амина дочь Вахба понесла в своем чреве Мухаммада (мир ему) последнего Божьего Пророка. Также из хадисов по этому поводу: "Соблюдайте пост в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб и получите такое же вознаграждение, как за целый месяц поста, ибо оно записывается десятикратно. И не забывайте ночь на первую пятницу Раджаба". Это Ляйлят-уль-Рагаиб - Ночь Рагаиб, - когда произошло бракосочетание родителей Пророка Мухаммада, мир ему, Абдуллы и Амины.
Месяц Раджаб
шейх Мухаммад Салих Аль-Мунаджид
перевод - Дамир Хайруддин
Хвала Всеподчиняющему Аллаху! Да благословит Он и приветствует избранного Пророка, его благое и пречистое семейство, а также его сподвижников!
Хвала Аллаху, Который говорит: "И Господь твой творит, что хочет, и избирает". (Рассказ, 68).
Атрибут избирания либо отбирания указывает на Его господство и единственность, а также на совершенство Его мудрости, знания и власти.
Один из аспектов избирания Им и предпочтения чего-либо заключается в том, что Он избрал отдельные дни и месяцы, отдав им предпочтение перед другими. Среди месяцев года Аллах выделил четыре, которые Он сделал священными, о чем говорится в следующем аяте Корана: "Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать по Книге Аллаха с того дня, когда Он сотворил небеса и землю; из них четыре священны. Это прямая религия, так не причиняйте же себе в них зла...". (Покаяние, 36).
Эти месяцы исчисляются согласно движению Луны, а не Солнца, как это делают неверующие (куффар).
Указание на священные месяцы приводится в Коране, однако их названия в нем не упомянуты. Их названия упоминаются в Сунне.
Абу Бакра Нуфай' ибн Аль-Харис (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Время вернулось, (приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год - двенадцать месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них - зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а (четвертый) раджаб мудара, занимает свое место между (месяцами) джумада (санийа) и ша'баном". (Аль-Бухари, Муслим).
Этот месяц был назван раджаб мудара потому, что племя мудар не искажало расчетное время данного месяца в отличие от остальных арабов, которые занимались фальсификацией месяцев и нарушением порядка их очередности в зависимости от того, находились они в состоянии войны или нет. Именно на подобную перестановку месяцев указывает следующий аят:
"Поистине, перенесение (священного месяца) - лишь увеличение неверия; заблуждаются в этом лишь неверные. Они делают дозволенным это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем сроком, который запретил Аллах, и этим сделать разрешенным то, что запретил Аллах". (Покаяние, 37).
Также сообщается, что причина, по которой этот месяц соотносится с племенем мудар, состоит в том, что люди этого племени очень чтили и уважали его. Этим и объясняется то, почему этот месяц отнесен к ним.
Причина названия данного месяца
Ибн Фарис в Му'джам макайис аль-Луга (с. 445) писал: "Буквы "ра", "джим" и "ба'" образуют корень, который указывает на поддержание и подкрепление чего-либо одного чем-то иным... Поэтому выражение "раджабту-ль-шай'" означает: "Я почтил это"... Этот месяц был назван раджабом потому, что они (т. е. доисламские арабы - прим. пер.) чтили его, и он также почитается в шариате".
Люди, жившие во времена джахилиййи (эпохи доисламского невежества - прим. пер.), называли месяц раджаб "мунассиль аль-асинна" (тот, что заставляет снимать острые наконечники оружия), как об этом сообщается от Абу Раджа' Аль-'Атариди, который упомянул: "Мы (во времена джахилиййи) искали какую-нибудь каменную глыбу, а затем, если находили лучшую глыбу, то отбрасывали в сторону первую глыбу и останавливали свой выбор на второй. Если мы не могли найти никакой глыбы, то складывали кучу из грязи, затем приводили овцу и доили ее на эту кучу грязи, а потом совершали вокруг нее обход (таваф). Когда наступал месяц раджаб, мы говорили "мунассиль аль-асинна" (тот, что заставляет снимать острые наконечники оружия) и не оставляли ни одного копья или стрелы, на которых были железные наконечники, не сняв их и не отложив в сторону на время месяца раджаб". (Это сообщение приводит Аль-Бухари).
Аль-Байхаки сказал: "Люди, жившие во времена джахилиййи, почитали эти священные месяцы, особенно месяц раджаб, и не воевали в течение этого месяца".
Раджаб - священный месяц
Священные месяцы имеют особый статус, что также относится и к раджабу, ибо он является одним из этих священных месяцев. Аллах говорит:
"О вы, которые уверовали! Не нарушайте святости обрядов Аллаха, ни священного месяца...". (Трапеза, 2). Это значит: не нарушайте их святость, которую Аллах повелел вам чтить и запретил вам нарушать, ибо этот запрет включает в себя как порочные дела, так и порочные верования.
Аллах говорит: "...так не причиняйте же себе в них зла..." (Покаяние, 36), что значит: в эти священные месяцы. Слова "фи-хинна" (переведенные как "в них") относятся к этим четырем священным месяцам, как на то указал имам толкователей Корана Ибн Джарир Ат-Табари (да помилует его Аллах).
Таким образом, нам следует внимательно относится к святости этих четырех месяцев, поскольку Аллах наделил их особым статусом и запретил нам совершать грехи из уважения к их святости, ибо грехи, совершенные в это время, являются более тяжкими, исходя из святости времени, которое Аллах сделал священным. Поэтому в вышеприведенном аяте Аллах особо запретил нам проявлять несправедливость по отношению к самим себе, хотя это - т. е. причинение себе вреда, включающее и совершение грехов, - запрещено в течение всех месяцев года.
Ведение боевых действий во время священных месяцев
Аллах говорит: "Они спрашивают тебя о священном месяце - сражении в нем. Скажи: "Сражаться в нем - великий грех...". (Корова, 217).
Большинство ученых-богословов заявляют, что (запрет на) сражение во время священных месяцев был отменен нижеследующим аятом: "Когда ж священные месяцы пройдут, то убивайте многобожников везде, где б вы их не нашли..." (Покаяние, 5), а также другими аятами и хадисами, которые имеют общий смысл и включают в себя повеления сражаться с ними.
Другие же (ученые-богословы) говорят, что не разрешено первыми начинать боевые действия в течение священных месяцев, однако разрешено продолжать и завершать сражение, если оно началось в другое время. Подобным образом толкуется сражение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) против племен в Ат-Таифе, поскольку боевые действия начались в Хунайне в месяце шавваль.
Вышеизложенное положение не относится к ведению боевых действий в качестве самообороны. Если враг нападет на мусульманские земли, то жители обязаны защищать себя, будь то в священный месяц или нет.
Аль-'Атира (жертва, которая особо приносилась в месяце раджаб)
В эпоху джахилиййи арабы приносили в жертву животных во время раджаба в качестве поклонения своим идолам.
Когда пришел Ислам, то было предписано совершать жертвоприношения только Аллаху, и это деяние эпохи джахилиййи было отменено. Ученые-правоведы разошлись во мнениях относительно правомерности совершения жертвоприношений в раджабе.
Большинство ученых ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов заявляли, что жертвоприношение "аль-'атира" было отменено. В качестве доказательства они приводят хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Нет фара' (первый приплод, который многобожники приносили своим идолам) и нет 'атира". (Аль-Бухари и Муслим).
Представители шафиитского мазхаба говорили, что аль-'атира не была отменена, и они считали ее рекомендуемой (мустахабб). Этого мнения также придерживался Ибн Сирин.
Ибн Хаджар сказал: "Это (мнение) подкрепляется хадисом от Нубайши, который приводят Абу Дауд, Ан-Наса'и и Ибн Маджа, и на достоверность которого указали Аль-Хаким и Ибн Аль-Мунзир: "Один человек обратился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): "Мы совершали жертвоприношения "аль-'атира" в месяце раджаб во времена джахилиййи. Что ты велишь нам делать?" Он сказал: "Совершайте жертвоприношения вне зависимости от месяца...".
Ибн Хаджар сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не отменил это по сути, однако он отменил саму идею совершения особенного жертвоприношения в месяце раджаб".
В фатве Постоянного Комитета по исламским исследованиям и фатвам сказано: "Что касается соблюдения особенного поста в месяце раджаб, то нам неизвестно о каком-либо основании в шариате для подобных действий".
Совершение малого паломничества ('умры) в месяце раджаб
Хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал 'умру в раджабе, поскольку сообщается, что Муджахид (да помилует его Аллах Всевышний) сказал:
"(Однажды) мы вошли в мечеть вместе с 'Урвой ибн Аз-Зубайром и увидели там 'Абдуллу ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сидел, прислонившись к (стене) комнаты Айши. ('Урва) спросил его: "Сколько раз совершил 'умру посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?" Он сказал: "Четырежды, и одну из них в раджабе", а мы не захотели возражать ему. И тут мы услышали, что мать правоверных Айша чистит зубы (т. е. здесь имеется в виду звук, издаваемый зубочисткой - прим. пер.) в своей комнате, и 'Урва сказал: "О матушка, о мать правоверных, слышишь ли ты, что говорит Абу Абду-р-Рахман (это была кунья 'Абдуллы ибн 'Умара - прим. пер.)?" Она спросила: "Что же он говорит?" ('Урва) сказал: "Он говорит, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил 'умру четырежды, (в том числе) один раз в раджабе". Она сказала: "Да помилует Аллах Абу Абду-р-Рахмана! (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) не совершил ни одной 'умры без него, но он никогда не совершал 'умру в раджабе!" (Текст хадиса согласован).
В "Сахихе" Муслима сообщается, что Ибн 'Умар, услышав это, не стал подтверждать либо опровергать (сказанное Айшой). Имам Ан-Навави пишет: "Тот факт, что Ибн 'Умар промолчал, когда Айша отрицала то, что он сказал, указывает на то, что он запутался либо позабыл, либо был неуверен". Таким образом, специально выбирать месяц раджаб для совершения 'умры и верить в то, что 'умра в раджабе имеет особые достоинства, - является религиозным нововведением (бид'а). По этому поводу ничего не передано, не говоря уже о том, что нигде не сообщается о совершении Пророком (мир ему и благословение Аллаха) 'умры во время раджаба.
Шейх 'Али ибн Ибрахим Аль-'Аттар (ум. в 724 г. х.) сказал: "Одной из вещей, которую мне довелось слышать о жителях Мекки, да возвысит Аллах их положение, является то, что они часто совершают 'умру в раджабе. Это является таким (деянием), об обоснованности которого мне неизвестно. Все, что мне достоверно известно, так это то, что передается в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "'Умра в рамадане равнозначна (по награде) хаджу". (Аль-Бухари, Муслим).
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да помилует его Аллах) в своих фатвах указывал: "Что касается избрания отдельных дней раджаба для совершения каких-либо видов благодеяний, зийарата (посещения Дома Аллаха - Каабы) или чего-либо иного, то подобное не имеет оснований (в шариате), ибо имам Абу Шама в своей книге Аль-Бида' ва-ль-Хавадис сказал: "Специально совершать акты поклонения в такое время, которое не выделяется каким-либо особым образом в шариате, - неправильно. Ни к одному (периоду) времени не следует относиться лучше, чем к другому, кроме тех случаев, когда шариат отдал предпочтение определенному виду поклонения в определенное время, либо же когда в шариате указано, что любое благое дело, совершенное именно в это время - выше (по награде), чем благие дела, совершенные в любое другое время. Поэтому ученые-богословы осудили обычай выделять месяц раджаб для частого совершения 'умры".
Однако если человек совершает 'умру во время раджаба, не веря в то, что это имеет какое-либо особенное достоинство, ибо так уж совпало, что ему легче совершить ее именно в данное время, то в этом нет ничего предосудительного.
Религиозные нововведения (бид'а) в месяце раджаб
Религиозное нововведение - это один из серьезнейших вопросов, противоречащих Книге Аллаха и Сунне. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) скончался только после того, когда религия была доведена до совершенства. Аллах говорит:
"Сегодня Я довел до совершенства для вас вашу религию, и довел до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии". (Трапеза, 3).
Передают со слов Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "(Дело того) кто внесет в это наше дело (т. е. в Ислам) то, что не имеет к нему отношения, - (будет) отвергнуто". (Аль-Бухари, Муслим). В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Любое дело того, кто совершит нечто не относящееся к этому нашему делу, (будет) отвергнуто".
Некоторые люди измыслили в месяце раджаб ряд религиозных нововведений, включая следующие:
1. Салят ар-рага'иб. Эта молитва получила широкое распространение по прошествии первых и лучших веков, особенно в четвертом веке после хиджры. Некоторые лжецы выдумали эту молитву, совершаемую в первую ночь раджаба. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа (да помилует его Аллах) сказал: "Молитва ар-рага'иб является религиозным нововведением согласно единодушному мнению ученых-богословов как, например, Малика, Аш-Шафи'и, Абу Ханифы, Ас-Саури, Аль-'Ауза'и, Аль-Ляйси и других. Все ученые-знатоки хадисов единодушны в том, что хадис, передаваемый на этот счет, является вымышленным".
2. Передают о ряде важных событий, которые произошли в месяце раджаб, однако ни одно из этих сообщений не является достоверным. Например, передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в первую ночь раджаба, и что на него была возложена пророческая миссия 27 либо 25 числа этого месяца. Ничто из вышеупомянутого не является истиной. Сообщается через цепочку передатчиков хадиса, которая не является достоверной, от Касима ибн Мухаммада, что ночное перенесение Пророка (аль-исра') имело место 27 числа месяца раджаб. Это (число) было отвергнуто Ибрахимом Аль-Харби и другими (знатоками хадисов).
Религиозные нововведения, которые имеют место в этом месяце, включают в себя чтение рассказа о вознесении Пророка (ми'радж), празднование этого события 27 числа месяца раджаб, либо же специальное обособление этой ночи для совершения дополнительных актов поклонения как, например, совершение добровольной ночной молитвы (кийам аль-ляйль), соблюдение поста в течение этого дня, или проведение торжеств и празднеств. На некоторых подобных празднествах к тому же имеют место другие строго запретные (харам) вещи: смешение (посторонних) мужчин и женщин, пение и музыка, что не дозволяется даже в два великих Праздника (им. в виду праздники разговения и жертвоприношения - прим. пер.), предписанных Исламом, не говоря уже о вымышленных торжествах. Добавьте к этому еще и то, что нет никаких доводов в пользу того, что ночное перенесение и вознесение (аль-исра' уа-ль-ми'радж) произошли именно в эти дни. Даже если бы это было доказано, то нет повода отмечать это число проведением торжеств, поскольку об этом ничего не сообщается ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах), ни от кого-либо из первых, праведных поколений этой уммы. Если бы в том заключалось благо, то они, конечно же, совершали бы это прежде нас. Да поможет нам Аллах!
3. Совершение молитвы, называемой "Умм Дауд", половину месяца раджаб.
4. Все мольбы (ду'а), которые специально читаются в месяце раджаб, являются подложными и вымышленными.
5. Посещение могил специально в месяце раджаб является религиозным нововведением (бид'а), поскольку могилы можно посещать в любое время года.
Мы молим Аллаха ввести нас в число тех, кто почитает то, что Он сделал священным, и придерживается Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) явно и тайно, ибо только к Нему мы должны обращаться с мольбами, и Он способен нам даровать это. А в завершении нашей мольбы мы говорим: "Хвала Аллаху, Господу миров!"