«Чеченцам приходится браться за оружие..»

9 августа 2003 в 01:29
«Чеченцам приходится браться за оружие..»

Чеченцы, словно придорожный бессмертный татарник, описанный в толстовском «Хаджи-Мурате», растаптываемый, раздавливаемый, но каждый раз вырастающий, выпрямляющийся для новой жизни. В хаосе смертельных политических бурь, жесточайших войн представители малочисленного гонимого народа умудряются не только выжить, но и творить, пополнять общечеловеческую культуру, оставаться  жизнеспособными без озлобления и жестокости. И каждый раз, когда встречаешься с творческими людьми из числа чеченцев, обретаешь уверенность в том, что у этого народа все обязательно будет хорошо.

Я беседую с человеком, о котором «Кавказ-Центр» пишет не первый раз. 26-летний Мазаев Мурад, единственный на сегодняшний день кинорежиссер, выпускник Грузинского университета театра и кино им. Шота Руставели. Сегодня у нас появился приятный повод для встречи - короткометражная художественная лента «Свобода», снятая Мурадом, впервые прорвалась на международный фестиваль. Несомненно, это большой успех для зарождающегося чеченского кино. Об этом и многом другом наша беседа в одном из тбилисских офисов актерского мастерства.

Вопрос: Мурад, немного предыстории. Как вы оказались в мире кино, что этому способствовало? Насколько мне известно, вы первый чеченский кинорежиссер, если не считать наших театральных деятелей Руслана Хакишева и Мималта Солцаева.

М.Мурад: Все уходит в 1996 год, когда по договоренности министров культуры Чечни и Грузии Закаева и Асатиани, в Тбилиси приехала первая чеченская группа будущих кинорежиссеров. Закончить тогда успели только три курса, затем началась война, которая чуть не сорвала наш приезд обратно в Грузию. Но в 2000  году мы сумели возобновить процесс учебы. Правда, на этот раз нас было только трое.

 

Вопрос: Как пришла идея снять фильм?

 

М.Мурад: Когда уже заканчивалась учеба, нужно было подготовить дипломную работу. И я к  этому готовился очень серьезно, потому что чувствовал ту ответственность, которая лежала на мне. Мой долг перед собственным народом. Ни я, ни другие не имели морального права учиться или работать плохо, когда на родине шла жестокая война. Нужно было постараться сделать все добросовестно, максимально профессионально.

 

Вопрос: И чем вы объясните очень рискованную для смутных времен Кавказа сюжетную канву фильма – национально-освободительную?

 

М.Мурад: Сценарий писал я сам. И причин было несколько. Помню, когда мы первый раз приехали сюда, то столкнулись с ошибочным толкованием и пониманием того, что происходило в Чечне. Складывалось впечатление, что чеченцы исторически воевали ради собственного удовольствия, что война и агрессивность у нас в крови, и последние события якобы тоже развивались по нашей собственной вине. Это было для нас странно, потому что Грузия тоже никогда не уступала в своей непокорности.

 

Нужно было доказать неверность таких измышлений. Нужно было показать непрерывность исторического национально-освободительного процесса, военных конфликтов, причины и следствия. Показать, что чеченцам тоже не чуждо все человеческое, прекрасное, творческое, но в силу обстоятельств им приходится браться за оружие, освобождать родину, мстить за близких и родных.

Вопрос: Задача святая и благая, но были, наверное, и трудности?

 

М.Мурад: Конечно. Никто не решался вложить деньги в затею никому неизвестного и неопытного режиссера. Вначале подвернулся случай, которым я и не преминул воспользоваться. Как-то в Грузию приехали представители одной из турецких благотворительных организаций. Состоялся разговор, в итоге которого мне пообещали достать кинопленку в половину цены. Но денег опять не хватало и пока их искал, приступил ко второму этапу, подбору актеров, работе с ними. Вот так и пошло. Вскоре помог опять случай. Как-то приехали в Грузию корреспонденты НТВ, которые сделали сюжет о моей задумке и показали в России, после чего ко мне отнеслись более серьезно. Появились люди, готовые помочь, правда, небольшими пожертвованиями. Наше министерство культуры, Ванесса Редгрейв и многие другие помогли, чем могли. Кто-то помог с проявкой, кто-то с транспортом, военной экипировкой, аппаратурой.

 

Вопрос: Где проходили съемки и по какому принципу подбирались актеры?

 

М.Мурад: Съемки проводились в Панкисском ущелье. Но сделано это было не из каких-то принципиальных и рекламных убеждений. Там проживали этнические чеченцы-кистинцы, беженцы из Чечни и для нужных ролей особо не нужно было подбирать людей. Это был тот контингент, который сам пережил ужасы нынешней войны, которому не нужно было изображать чужое горе. И в результате получился удивительный синтез, поразивший многих - стерлись грани художественного и документального рассказа. Настолько все было естественно. Это уже потом один из критиков скажет: «Впервые вижу, чтобы драматургия в фильме использовалась так максимально и профессионально».

 

Оказались на высоте и актеры - грузины, кистинцы и чеченцы, которых не отпугнула ситуация в ущелье, тот безосновательный психоз в обществе. Снимали  мы в разных населенных пунктах - Дуиси, Халацани, Омало - в окружении многочисленных вооруженных людей, которые с интересом наблюдали за нами. Были ли это партизаны или пограничники, или же милицейские работники, я не знаю. Но когда прониклись тем, чем мы заняты, стали помогать.

  

Снимали две недели, но позже возвращались еще не раз, чтобы доснимать. И снова пошли трудности с проявкой, озвучиванием. И здесь очень помогло наше учебное заведение. Прежние наши спонсоры снова помогли с поездкой оператора в Берлин, потому что грузинской киностудии к этому времени уже не оказалось.

 

Поначалу фильм предполагалось снять полнометражный, но из-за отсутствия средств пришлось сделать его короткометражным.

 

Вопрос: Я помню март месяц, презентацию фильма и полный зал кинотеатра "Элисо", что в наше время непривычно?

 

М.Мурад: Действительно, презентация превзошла все ожидания. Руководство кинотеатра помогло техническими вопросами, установив чисто символическую цену за вход. А с рекламой, плакатами, оборудованием зала помог один из грузинских бизнесменов, работающий в MBG банке, пожелавший остаться неизвестным. Он  сделал это не для рекламных целей организаций, где работал. Это были его личные средства.

 

Пришла смотреть фильм вся грузинская общественность, беженцы и даже представители погранслужбы, которые в свое время помогли с экипировкой.

 

Итог - я видел в зале многих со слезами. Это и было признаком того, что нам хоть что-то, но удалось сделать. Реакция зрителей стала лучшей наградой нашего скромного труда. Подходили многие, поздравляли, в том числе руководители, преподаватели родного вуза. Грузины сказали, что все это им, пережившим собственное горе, очень знакомо.

 

Вопрос: Каковы были ощущения после первого успеха?

 

М.Мурад: Работать стало легче, появилась уверенность, появились новые планы. Теперь уже решил попытать счастья на конкурсах, т.е. набраться опыта и здесь. Послал фильм в Локкарно, в Швейцарию, где ежегодно проходят конкурсы игровых фильмов, но обязательное условие, что они не должны быть выставлены до этого на других конкурсах. Прошло полтора месяца, и пришел ответ о том, что он прошел отбор и  будет показан в номинации по правам человека. Затем были формальности с визой, билетами. Чуть не сорвала поездку Италия, через территорию которой нужно было проехать. Но запросы устроителей фестиваля, помощь швейцарского посольства ускорили дело. Сейчас у меня и билет на руках.

 

На днях пришло еще одно извещение, что фильм мой будет показан дважды, это из-за того, что есть интерес к первому чеченскому фильму, а многие гости должны уехать до второго показа - 16-го. Приглашение мне выслано на 6 дней. Это своего рода исключение, потому что другие режиссеры многие уедут уже через три дня. Я выезжаю 11 августа.

 

Вопрос: Есть, наверное, и другие планы?

 

М.Мурад: Как же без них. Буду пробовать себя еще в нескольких фестивалях, которые пройдут в Германии, затем в киевском фестивале есть надежда участвовать. Но очень большие надежды на швейцарский фестиваль, потому что это новые знакомства, проекты, идеи и т.д.

 

Есть мечта снять полнометражный фильм. Развивать чеченскую тематику, его борьбу за свободу и независимость показать в историческом развитии, жить проблемами собственного народа. Показать ту цену, которую чеченцы платят за свободу. Я не встречал народа, которому приходилось так дорого отстаивать независимость.

  

Но, а самая заветная мечта - снять полнометражный двухсерийный фильм о выселении чеченцев по сценарию Мималта Солцаева. Но это дорогой проект.

- Успехов на фестивале, Мурад, и во всех благих намерениях.

М.Мурад: Баркалла.

Беседу провел Дата Туташхиа, Тбилиси, Грузия.

Специально для «Кавказ-Центра»