Дедушка и юани

7 августа 2003 в 01:28
Дедушка и юани
В последний свой международный визит президент Ельцин отправился в Китай. И это было не случайно. Китай... Там произошло то, о чем только шепотом говорят в политической тусовке.

После китайского визита семья Ельцина решила отстранить старика от власти. Вот что поведали посвященные.

Это история, которая никогда не cтанет достоянием широкой публики.
Накануне отъезда в Пекин Борис Ельцин был в злобном расположении духа. На носу выборы, а рейтинг его трещал по швам: народ не хотел оставлять дряхлого старика на третий срок после унизительных неудач на чеченском фронте и дефолта. Еще и цены на главный источник доходов государства - нефть - на мировом рынке падали.

Вот уже год у Деда было ощущение, что те, кто с самого начала поддерживали политический и экономический курс первого президента России - американцы, теперь кинули его на произвол судьбы. Они сократили объемы продовольственной помощи, объявили антидемпинговую войну российским сталелитейщикам, устраивали истерики по поводу нарушения прав человека в Чечне на трибунах всех международных организаций и чуть ли не бойкотом грозили РФ. После того как генералы выдвинули ультиматум жителям Грозного, предложив им до 11 декабря покинуть город, президент США Клинтон заявил, что Россия дорого заплатит за свою политику в Чечне.

Штатовцы не упускали возможности навредить Ельцину даже по мелочи: в журнале «Тайм» появилась статья Майкла Крамера под названием «Спасение Ельцина: тайная история о том, как четыре американских советника, используя социологические опросы, фокус-группы, компромат и все остальные техники американских избирательных кампаний, помогли Борису Ельцину победить». В статье утверждалось, что пиаровцы-американцы - Джо Шумат, Джордж Горт, Ричард Дрезнерон, советники губернатора Калифорнии Пита Уилсона, под руководством «политического гуру» Клинтона Дика Морриса в 1996 году из кабинета в «Президент-отеле» диктовали главному имиджмейкеру президента - Тане Дьяченко - сценарий «создания положительного образа вождя» из политика с провальным четырехпроцентным рейтингом. На самом деле, в первые же месяцы работы с заокеанскими консультантами сотрудники предвыборного штаба в Кремле поняли, что выкинули деньги на ветер: американцы имели самые извращенные представления о российском менталитете и предлагали, с точки зрения русского обывателя, совершенно идиотские сценарии, слоганы и ходы. Публикация в «Таймс» раздражала Ельцина, как ни странно, даже больше, чем спровоцированные администрацией Клинтона международные скандалы из-за событий в Чечне.

Поэтому, когда после дефолта и отставки правительства Кириенко Дума два раза заворачивала кандидатуру Виктора Черномырдина на премьерство, Ельцин, стремясь к перемирию с левыми, не побоялся и 11 сентября 1998 г. назначил на высокий пост их креатуру Евгения Примакова, известного своими тесными связями с антиамериканским Востоком. Чуть ли не лучшего друга Саддама. Для американцев, недавних друзей и партнеров, это был недобрый знак.

Примаков сразу же начал готовить официальный визит президента Ельцина в Поднебесную. 25 февраля состоялась официальная встреча Евгения Максимовича с Чжу Жунцзи, в ходе которой были рассмотрены «вопросы взаимодействия России и Китая на международной арене, а также вопросы развития двустороннего сотрудничества в контексте ранее заявленного намерения обеспечить в ХХI веке «стратегическое партнерство» двух государств».

Визит был отложен из-за состояния здоровья президента. В этот момент Таня Дьяченко и вся «семья» делали все, чтобы убрать Примакова. Государственные решения эти ребята старались принимать без участия премьера, а его идеи и начинания топили изо всех сил.

Примакову удалось обуздать инфляцию, сократить задолженность перед бюджетниками. Начался рост промышленного производства. Были сделаны первые реальные шаги в борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, закончившиеся делом Скуратова. Авторитет России на международной арене из-за мудрых решений опытного политика укреплялся. Так же как и мощь коммунистического блока в Думе. Зюганов инициировал импичмент президенту. И Ельцин сдал Примакова. Что, с точки зрения логики, скорее усугубляло его положение, чем укрепляло.

Отставку «красного премьера» все комментировали по-разному. Бывший исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский в интервью «Интерфаксу» заявил: «Отставка Примакова - это не вопрос замены одного человека на посту премьера на другого, это провал попытки коммунистического и гэбэшного реванша в России».

Ельцин лишил поста своего старого соратника в мае 1999 года. Но советов Примакова не забыл. «Семье» стало ясно, что двигать на третий срок Бориса Николаевича, непредсказуемого и неуправляемого, с безнадежно опущенным из-за положения в стране рейтингом нельзя - американцы денег на это уже не дадут, слишком явны стали симпатии президента к Востоку.

А упрямый Борис Николаевич все-таки отправился в Китай. Даже несмотря на запреты врачей, которые пытались отговорить его, напоминая, как дурно на здоровье сказываются дальние перелеты. По приглашению председателя КНР Цзян Цзэминя Ельцин 9-10 декабря 1999 года совершил визит в КНР.

Президент России легко нашел общий язык с китайцами. Они демонстративно поддержали действия РФ в Чечне, назвав их «борьбой с сепаратизмом и терроризмом». В ответ Ельцин поддержал позицию КНР в отношении Тайваня.

Борис Николаевич подписал с китайцами протоколы-описания российско-китайской границы, уступив кое в чем соседям, договорился о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек. Договоры о сотрудничестве были подписаны практически по всем видам экономической деятельности.

Настоящей сенсацией стало жесткое заявление, сделанное Борисом Ельциным в адрес президента США во время пребывания в Пекине, перед телекамерами информационных агентств: «Клинтон на минуту, на полминуты, на секунду забыл, что такое Россия. Клинтон забыл, что Россия обладает всем арсеналом ядерного оружия... Будет так, как решим мы с Цзян Цзэминем». На какие же судьбоносные решения намекал мировой общественности Борис Николаевич? Кулуарные историки утверждают, что Ельцин и Цзян Цзэмин договорились объявить бойкот доллару и перейти на расчеты в евро. Несложно представить себе последствия такого решительного шага: вслед за авторитетными государствами к бойкоту наверняка присоединились бы государства помельче, что вызвало бы обвальное падение американской экономики.

Произошедшее повергло в шок многих в России.

Владимир Кара-Мурза был в то время обозревателем самого информированного телеканала - НТВ. А в кругу своей семьи имел доступ к самым разным источникам информации: как с левого фланга, от двоюродного брата, идеолога КПРФ Сергея, так и с правого, от брата родного, писавшего программу младодемократам, Алексея. Владимир Кара-Мурза дал такую оценку произошедшему инциденту: «Я считаю, что здесь нужно отделить заранее заготовленное выступление от экспромтов президента, подобных заявлению в адрес Клинтона. Мне кажется, что официальная позиция России - выверенная, сверенная и с администрацией президента, с помощниками по международным делам - это те формулировки, которые употребляет Игорь Иванов. А то, что сказал сам президент, - это, мне кажется, в большей степени его личное мнение, следствие его раздражения постоянными нападками Клинтона на нашу политику в Чечне, которые сегодня возобновились, и на угрозы МВФ».

Иными словами, Ельцин отошел от навязанного ему ближайшим проамерикански настроенным окружением протокола, продемонстрировав еще раз свою непредсказуемость и неуправляемость.

Следующий визит в КНР он собирался совершить в первой половине 2000 года. Подобная «регулярность» встреч не могла не встревожить американцев (предыдущий визит в Пекин состоялся в 1997 году). Это могло означать только одно: Россия и Китай готовы к новому этапу сближения. Такой сценарий США не устраивал.

«В посольства США в странах Европы были вызваны китайские послы и строго допрошены о секретных подробностях визита Ельцина в Пекин. После этого в ход пошел план с «отречением от престола». Чтобы заставить Бориса Николаевича публично отказаться от власти, жена, дочь и их приспешники заперли Ельцина в Горках, две недели его «лечили». В результате «лечения» он не спал по ночам. В этом полувменяемом состоянии ему внушали, что дела со здоровьем архиплохи. И пугали народным гневом. Убеждали, что только переложив ответственность на «преемника», верного семье, Ельцин сумеет сохранить реальную власть в своих руках», - так, по мнению анонимов из Госдумы, закончилась эта история.

И вот Борис Николаевич приготовился к отречению.

А разработка плана «преемник» началась гораздо раньше, когда еще премьером был Примаков. План «преемник» ввели немедленно после возвращения из Китая. Стало ясно, что «третьего срока» для Ельцина не будет.

Скромный, вполне управляемый, никогда ни за какую олигархическую команду в открытую не игравший, Владимир Владимирович Путин был «пущен в эксплуатацию».

Елена Курасова, «Стрингер»
www.stringer-agency.ru


© Kavkazcenter.com 2020