«Итог деятельности Путина за три года - КАРДИНАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ. Идет глобальный откат России по всем позициям», - так считает депутат Госдумы Алексей Митрофанов.
Печальные итоги последних лет - это появление американцев в Средней Азии. В ближайшее время они станут присутствовать в Прибалтике, Грузии, Украине. Мы потеряем и Белоруссию, по которой США сегодня активно работают политически. Но не будем говорить про перспективы, а будем говорить про факты. А факты таковы: в четырех государствах Средней Азии созданы базы США. На сверхсекретных советских военных аэродромах за неделю были развернуты американские военные части, например, в подземных аэродромах в городе Карши.
В американских руках реально оказалась Грузия. Баку на грани тотального американского контроля. Сдан без всяких выгод и условий Ирак, где при Ельцине мы все-таки имели серьезные экономические интересы, особенно - по нефтедобыче. У нас вырвали наш кусок экономики и грубо сказали: «Пошли вон, это не ваше!»
При Путине был сдан режим Милошевича, и Россия окончательно потеряла Югославию. Для патриотов это особенно тяжелое поражение: десять лет русские воевали там, проливали кровь, и все - напрасно.
Две войны проиграны. И это факты. О перспективах можно спорить. Но факты: базу Камрань во Вьетнаме мы сдали, станцию прослушивания на Кубе мы отдали. Зачем отдали? В самые тяжелые времена и нехватке финансов при Ельцине Россия находила средства на этот сверхважный объект контроля за территорией США. В самые благоприятные финансовые времена мы отдали эту станцию. Значит, причины не финансовые, а политические.
В СНГ испорчены отношения с белорусами, нашими главными союзниками. Украина, как всегда, бегает между США и Европой и плюет на Россию. Выгод для нас никаких. И Путин не способствует тому, чтобы прижать Украину, хотя могли бы так построить отношения, что украинцы отдавали бы нам честь и низко кланялись.
Во внутренней политике - сумятица. В бытность президентом Бориса Ельцина он представлял для семьи большую опасность, чем президент Путин. Ельцин не контролировался семьей. Устранив Ельцина как президента, превратив его в пенсионера, «семья» вздохнула спокойно. При «дедушке» они не имели на него рычагов воздействия и только могли его уговаривать. Какое решение примет Ельцин, никто не знал. Все решения он принимал сам. Сегодня все решения предсказуемы, а конфликты носят характер кулуарной возни. Это внутрисемейные конфликты на уровне византийских дворцовых интриг.
Офицеры различных служб и правоохранительных органов, которые рассчитывали, благодаря Путину, укрепить свои позиции в управлении государством при осмысленной государственной политике, оказались обманутыми в своих ожиданиях. По фактам ничего не решено, и они превратились в обслугу олигархов. А руководство силовых структур занялось своеобразным бизнесом: крышеванием или тотальной коррупцией.
Никакой осмысленной политики нет ни в области образования, ни в здравоохранении.
В экономике есть определенные улучшения в силу конъюнктуры на нефть и газ. России определенно повезло. Отдаленно это, может быть, результат усилий самой страны, но не правительства, во всяком случае.
В политической сфере страна начинает напоминать Советский Союз в худших его проявлениях. Это длинные программы «Время» с разговорами только о президенте и упоминанием его где надо и не надо. При том, что все начинают понимать, что его значение и вес не соответствуют занимаемому эфирному времени. И реально ничего не происходит. Бюрократическая тина управляет страной. Бюрократический класс, родившийся в последнее десятилетие и унаследовавший советские черты, состоящий из комбинации бывших фарцовщиков эпохи Брежнева, совпартработников, комсомольцев и бывших коммунистов, - это и есть нынешний правящий слой, элита.
Сегодня власть почти оторвана от регионов. В отличие от советского времени, в руководстве страны полностью отсутствуют представители регионов. Нет никакой ротации кадров: из провинции в Москву и обратно. В основном едут только в Москву и то по принципу землячества, как с питерскими. Нет нормальной замены и привлечения свежих и сильных кадров со всей России. Чтобы мужик из Кургана или Томска не за деньги, а в силу своих достижений занял достойный общегосударственный пост - такого нет.
Ошибкой стало и создание семи округов. Семь округов - это создание семи квазигосударств, это подготовка России к распаду на семь кусков. Первый этап осуществляют генералы, которые укрепят бюрократические позиции местных элит. Генералы идеальны для укрепления бюрократии. Но они скоро уйдут. И начнется второй этап, когда придут амбициозные политики типа Кириенко, которые скажут: «А давайте называть должность не «представитель президента», а «префект», и будем его всенародно избирать, укрепим демократию». И следующий этап - создание отдельных независимых территорий-государств. Но не будет драматического распада, возможно, возникнет мягкая конфедерация. Не станет единого государства, а будут территории, население, которое будет обслуживать интересы международных корпораций и более сильных соседей. Они будут быстро деградировать, как наши соседи по СНГ.
У нынешней власти главная идея - просто набивать карманы. В сложившемся государственно-бюрократическом клане сконцентрировались люди одинакового стиля - «тихие разведчики», сторонящиеся публичной политики. На публичную политику выдвинут всего один человек - президент Путин, это коллективное решение о том, что «он» должен представлять «витрину».
По стилю работы, по периоду работы в Питере видно - президент больше тяготеет к бизнесу, чем к политике. Общеполитические вопросы его раздражают, он старается быть в них очень аккуратным. Вопросы «трубы» его волнуют гораздо больше.