Что-то пошло в Ираке фундаментально неправильно. В то время, когда, согласно нашим ожиданиям, мы должны были бы наблюдать, как положение в этой стране стремительно улучшается, оно стремительно ухудшается. Care International, одна из организаций, поставляющих в Ирак гуманитарную помощь, функционирует с 1991 года, и сейчас сложившаяся ситуация нас сильно беспокоит и сбивает с толку.
Хорошо ли все продумали планировщики коалиции? На основании того, что мы видим, единственное, что приходит в голову, - это не так. Да и не могли они все продумать, потому что последствия были непредвиденными.
С тех пор как силы коалиции свергли старый режим и пообещали светлое будущее, прошло уже два месяца. В настоящий момент Ирак находится в состоянии полной неопределенности. Эта страна все еще ждет, когда ее "спасут", здесь царит опасный вакуум, в котором не видно ни безопасности, ни закона и порядка, ни видимых путей выхода из хаоса. И никто не несет за это ответственности.
Отсутствие безопасности мешает реконструкции, но нестабильность серьезно влияет на ситуацию и в более широком контексте. В эти дни в Багдаде на дорогах можно увидеть трупы и услышать рокот перестрелки. Многие семьи боятся выходить из домов, родители опасаются отпускать детей в школу. Классные комнаты продолжают пустовать. Сейчас дети должны сдавать экзамены, но почти все средние школы закрыты.
Никто не может сказать с уверенностью, что он - в безопасности. Мишенями нападений становятся даже гуманитарные организации. Care International - не единственная организация, склады которой, некогда полные гуманитарных поставок, были разворованы, а машины угнаны. Нашему персоналу угрожали, в нас стреляли даже тогда, когда мы пытались делать свою работу. В некоторые кварталы Багдада и близлежащие районы "вход воспрещен", просто потому что посещать их чрезвычайно опасно. О гуманитарных нуждах этих районов ничего неизвестно.
Если гуманитарные организации ограничат свою деятельность, какой будет жизнь для простых иракцев? И не только полный провал в безопасности превращает их жизнь в страдание, это еще и почти полное отсутствие основных услуг.
Ирак "хромал" и до прибытия сил коалиции. Теперь он стоит на коленях. Поставки электричества беспорядочны и ненадежны, не хватает чистой воды, на улицах грудами скапливается мусор, по самим улицам текут нечистоты - в реку ежедневно попадает около 500 тысяч тонн нечистот. При высоких летних температурах это прямой шаг к эпидемии. Сколько понадобится времени, прежде чем мы увидим, что подобное загрязнение серьезно влияет на здоровье населения?
Урывочные поставки электричества не дают госпиталям нормально функционировать и мешают действовать водным системам и системам переработки мусора. Доктора не могут проводить операции, не могут хранить должным образом инструменты и медикаменты, держать своей госпиталь в чистоте с соблюдением правил гигиены. На исходе запасы кислорода, и это обнаружилось еще до войны.
Без кислорода невозможны многие типы операций. По сообщениям докторов, из-за этого умирает много больных. В Ираке есть несколько заводов по производству кислорода, однако без электричества производство на двух заводах, которые продолжают функционировать, сократилось до 15%. Такое происходит во всех сферах промышленности и влияет на все аспекты каждодневной жизни.
На заправочных станциях машины стоят по 10 часов на ужасной жаре - и это в стране, занимающей второе в мире место по производству нефти.
Для людей, которые видят, как их страна приходит в упадок, которые вдруг осознают, что они не в состоянии решить своих самых насущных ежедневных задач, это становится причиной озлобленности, растущей антипатии к оккупационным державам, тайных мечтаний о том, чтобы все вернулось на свои места.
Ведь ожидания были так радужны. "Мы идем, чтобы освободить вас, чтобы дать вам то, чего у вас нет", - обещала коалиция. Сейчас эти заявления могут оспорить многие рядовые иракцы, учитывая, что практических проблем стало гораздо больше, чем было.
Следует помнить, что Ирак не был государством-неудачником. Здесь был чудовищный режим, но довольно расторопная гражданская администрация. Дети ходили в школы и получали образование, больные обращались в госпиталь и получали необходимое лечение, дома люди открывали кран, и из него текла вода.
А сейчас? Отсутствуют важные винтики управленческой структуры. Многие иракские институты начинают с нуля, набирая неопытный персонал, который ничего не знает о процессе принятия решений и о способах разрешения проблем.
Явная неспособность коалиции восстановить и поддерживать закон и порядок, что, между прочим, является ключевой задачей и однозначно лежит на плечах международного сообщества, заставляет предположить, что коалиция покусилась на то, что ей не под силу.
Для реконструкции Ирака требуется иной подход, в основе которого лежит возглавляемая ООН гражданская администрация, поддерживающая возвращение суверенитета иракскому народу.
Восстановительные усилия должны быть сфокусированы на возобновлении работы административных структур, которые функционировали до войны, а не на создании дублирующих их новых структур. Независимо от того, хороши или плохи были прежние стандарты, по крайней мере, они работали. Сегодня в стране наблюдается почти тотальный вакуум, который жестоко вредит гуманитарным усилиям.
Прежде всего, требуются активные действия, и как можно скорее. Возможность улучшить ситуацию в Ираке, помочь простым иракцам и заручиться их поддержкой в построении поствоенной жизни ускользает из рук коалиции, как песок.
Вся ситуация еще больше осложняется водоворотом политических и коммерческих устремлений и намерений. Тем из нас, кто пытается сохранить свою независимость, приходится быть чрезвычайно осторожными в своих действиях и в выборе партнеров.
Еще больше печалит тот факт, что все происходящее вряд ли можно назвать из ряда вон выходящим, и этого можно было избежать.
Мы не понаслышке - по опыту Афганистана – знаем, к чему приводит неспособность довести до логического конца вооруженную интервенцию. Параллели не утешают и говорят о многом.