На саммите Европейского Союза с Россией, который, как ожидается, пройдет в Санкт-Петербурге, возникнут «разногласия по вопросам Чечни и упрощения порядка въезда российских граждан в страны ЕС», - отмечают наблюдатели. Такая ситуация говорит не в пользу какого-либо «важного прорыва», на который рассчитывали энтузиасты с обеих сторон. Как передает «Файнешнэл таймс», ряд стран Евросоюза настаивают на том, чтобы в совместную декларацию было включено заявление - с призывом уважать права человека в Чечне. Российская сторона по-прежнему не желает вмешательства в ситуацию на Северном Кавказе третьих стран, считая военный произвол на оккупированной чеченской территории своим «внутренним делом».
Наряду с этим, Европейский Союз противится желанию России, призывающей к обеспечению в ближайшие годы возможности безвизового въезда в ЕС российских граждан. Он также сопротивляется призывам Москвы к тому, чтобы ей в ЕС дали более громкий политический голос в надежде создать совет в формате «25 плюс 1» по аналогии с Советом НАТО - Россия.
Принципиальность европейских стран по обоим из этих двух спорных обстоятельств будет свидетельствовать о сохраняющихся к России претензиях как к государству, которое не соответствует европейским стандартам. Но главное, в чем конкретно и открыто должна проявиться Европа на этом очередном саммите, как носительница тех самых «европейских ценностей», под которыми подразумеваются, в первую очередь, ценности гуманитарные, это - объективная оценка войны в Чечне, являющейся по всеобщему признанию самой жестокой войной современности. И географически эта война проходит на европейской территории.
В свете опыта предыдущих саммитов Евросоюза, на которых российская сторона резко и без особых церемоний отвергала требования по прекращению войны в Чечне, и даже всякое критическое упоминание Чечни в ходе согласования текстов заключительных совместных коммюнике вызывало протесты Москвы, европейским странам в пору и кстати продемонстрировать России хотя бы значительность своего голоса. Показать, что с ее позицией дОлжно считаться, тогда как наблюдающаяся в последние годы унизительная пассивность Европы при абсолютном безволии прочих аналогичных межгосударственных союзов ведет уже к официальному признанию «права сильного», отчего теряется всякая ценность гуманных международных деклараций и аннулируются некогда канонизированные атрибуты «цивилизованного мира».
До сегодняшнего дня безволие Европы в вопросе чеченско-российской войны объяснялась отчасти наивным принятием кремлевской пропаганды о сети «международного терроризма» в Чечне, отчасти - политическим прагматизмом. Это выражалось в вялости заявлений государств, которые критиковали Москву из-за Чечни и в общей несогласованности. У сведущего наблюдателя при этом задавался только один вопрос: сколько крови еще должно пролиться в Чечне, сколько еще убитых детей, женщин, стариков, искалеченных судеб нужно Европе, чтобы наконец убедиться в вершимом кремлевским режимом тотальном геноциде чеченцев.
На предстоящем саммите у Евросоюза есть шанс показать свою приверженность принципам, которые доселе возвышали Старый Свет, как колыбель гуманизма, - тем особенно, что саммит будет проходить в российском городе. И после бесславных конформистских проявлений в лице Европы на предыдущих саммитах ждет ответа вышедший на повестку дня риторический, но и актуальнейший вопрос: как же теперь себя покажет Европа?
Ильяс Цакаев