Поражение российской армии в Ираке

Поражение российской армии в Ираке

В комментарий Сильвен Паскье под заголовком «Ирак: поражение российской армии», опубликованном в номере еженедельника L'Express за 22 мая, в частности, отмечается: "Из-за войны в Ираке многие стратеги, высокопоставленные чиновники и сотрудники спецслужб находятся в неважном расположении духа. С самого начала до конца войны события постоянно опровергали все их прогнозы. До такой степени, что в прошлом месяце сильно раздраженный Владимир Путин обрушился с критикой на руководство Минобороны.

 

До войны в Ираке большинство российских официальных лиц и аналитиков заявляли, что англо-американской коалиции понадобится, по крайней мере, от трех или шести месяцев, чтобы сломить ожесточенное сопротивление иракских войск и взять ситуацию под контроль. Как сообщал в преддверии войны еженедельник «Аргументы и факты», эксперт военной разведки (ГРУ) заявил, что при штурме Багдада погибнет около 5 тысяч военнослужащих коалиции и около 500 тысяч иракцев! Такой прогноз заставляет обратить внимание на то, что руководство российской армии, действуя по устаревшим шаблонам, не очень заботится о спасении жизни людей и особенно жизни мирных граждан.

 

В Москве считают, что единственным методом взятия города является воздушная бомбардировка. Эта тактика, примененная при взятии Грозного, привела к жертвам, которые сравнимы с потерями, которые были зафиксированы в ходе боев Второй мировой войны. В российской армии ощущается явный дефицит технологических новшеств - систем лазерного наведения или слежения за объектом атаки со спутников, - которые позволили бы снизить число потерь. Однако причина недостаточной оснащенности армии не только в бюджетных проблемах.

 

По мнению военного обозревателя Павла Фельгенгауэра, многие генералы считают "умные бомбы" и другие высокоточные ракеты "дорогостоящими техническими новинками", но не настоящим вооружением. Он уточняет, что в арсенале, унаследованном от бывшего СССР, существовало несколько экземпляров таких ракет- да и то уже устаревших, - которые федеральные силы попытались использовать в Чечне. Однако ввиду отсутствия необходимой подготовки войска были неспособны их применить.

 

Леонид Ивашов, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, не считает действия англо-американской коалиции безупречными с военной точки зрения. По его словам, в действиях войск коалиции не было «ничего исключительного: ни храбрости солдат, ни настоящего искусства войны". «Если силы воюющих сторон, - продолжает он, - были бы равны, Ирак выиграл бы». Ивашов резко критикует американскую армию. «Это экспедиционный корпус ограниченной численности, имеющий только культуру наступления. Он понесет колоссальные потери, как только встретит настоящее сопротивление», - говорит он.

 

Незадолго до падения Багдада генерал в отставке Владислав Ачалов восхвалял мастерство иракской армии, которая переняла свой «боевой опыт» у бывшего СССР. Он напомнил, что 6 тыс. 500 советских военных советников находились в Ираке еще в начале 1990 г. За десять дней до начала войны Ачалов и один из его

 

коллег совершили визит на берега Тигра, где им от имени Саддама Хусейна была присуждена медаль. Эти участники провалившегося в 1991 года путча против Горбачева признают, что за 5-6 минувших лет совершили около двадцати визитов в Ирак. Некоторые российские военные до последнего момента не хотели верить в беспорядочное бегство войск Саддама и полагали, что это - всего лишь хитрый прием, похожий на тот, который использовал российский полководец Кутузов, заманивший Наполеона вглубь России, чтобы затем его уничтожить. Сегодня ястребы в Москве утверждают, что США одержали победу в Ираке потому, что им удалось подкупить высшее военное командование Ирака.

 

Все эти утверждения не могут отодвинуть на второй план вопросы. Почему уже в течение четырех лет федеральные силы вязнут в Чечне, теряя тысячи людей? В то же время силам коалиции, потерявшим в ходе боев лишь 200 военнослужащих, хватило двадцати дней, чтобы одержать победу в Ираке. Нелицеприятные сравнения. Наиболее реалистически настроенные военные эксперты призывают российские власти извлечь уроки конфликта из войны союзников в Ираке, чтобы, наконец, реформировать российскую армию. Проект военной реформы обсуждается уже более десяти лет.

 

Сегодня в рядах российской армии служат 1,2 млн. человек. Физическая подготовка войск и моральный климат, царящий в воинских частях, оставляют желать лучшего. К примеру, глава Генштаба Анатолий Квашнин признал в текущем месяце, что в военно-воздушных силах вместо сотни часов полета в год - необходимая норма для сохранения боеготовности - большая часть российских пилотов осуществляет лишь «шесть-восемь» часов! Для поддержания боеспособности своих войск Россия расходует в 15-20 раз меньше средств, чем того требуют международные нормы. В 2002 году экспорт вооружений побил все рекорды, дав прибыль в 4,8 млрд. долларов. Однако лишь 20% российских воинских частей оснащены относительно современным оборудованием, в войсках сохраняется хроническая нехватка горючего и запчастей.

 

Владимир Путин назвал два приоритета для Минобороны - сокращение численности личного состава и переход к профессиональной армии. Однако высшее военное командование враждебно относится к отмене призыва на военную службу. Партия «Союз правых сил» (СПС), которой руководит либерал Борис Немцов, выдвигает альтернативный план реформы, предусматривающий переход к профессиональной армии в течение предстоящих трех лет. Кроме того, СПС предлагает резкое сокращение срока воинской службы - от двух лет до шести месяцев. СПС считает, что на реализацию этого плана нужно потратить 2,5 млрд. евро. Путин негласно поддерживает этот проект, чтобы сохранять рычаг давления на генштаб Минобороны.

 

Между тем 24 апреля с.г. правительство высказалось за официальный проект, предложенный Минобороны. Этот проект предполагает до 2008 года заменить контрактниками (солдатами и сержантами) 170 тысяч призывников, включенных в боевые подразделения, которые в основном размещены на севере Кавказа. Парадоксально, но эта реформа обойдется казне России в 3,8 млрд. евро, то есть дороже, чем проект СПС. План Минобороны предлагает сократить срок обязательной воинской службы до одного года и вообще не предусматривает отмены обязательной воинской повинности. По словам представителя Генштаба, с сентября 2002 года в качестве эксперимента в 76-й десантной дивизии в Пскове начался набор контрактников, но желающих было немного: зарплата, предложенная добровольцам, едва достигает 100 евро в месяц.

 

Лидер СПС Борис Немцов обвиняет генералов в «саботаже». Между тем руководство России еще не знает, какой тип армии ему нужен. В своем послании нации 16 мая Владимир Путин сообщил о подготовке к созданию «нового поколения стратегических вооружений», но не уточнил деталей. Понимая, что Россия не сможет достичь паритета с США, ястребы Минобороны призывают к укреплению ядерного арсенала страны. По данным «Независимой газеты», они готовятся к крупномасштабным учениям с использованием стратегических бомбардировщиков и подводных лодок. Речь идет о том, чтобы имитировать ядерные удары против США и Великобритании и уничтожение американских спутников-шпионов. Согласно плану российских учений, Пентагон, «ослепленный» мощным военным ударом со стороны России, не будет способен нанести ответный удар».

 

L'Express
ИноСМИ

© Kavkazcenter.com 2020