Открытое обращение чеченских неправительственных правозащитных организаций к Комиссару Совета Европы по правам человека
Уважаемый господин Альваро Хиль Роблес!
Почти четыре года длится вторая военная кампания на территории Чеченской Республики Ичкерия, где практически каждый день льется кровь, и по-прежнему продолжает страдать мирное гражданское население, ставшее заложником этой преступной бесчеловечной бойни, когда люди пребывают в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих родных и близких.
Мы вновь обращаемся к Вам как к Комиссару Совета Европы по правам человека, и не требуем от Вас невозможного, а лишь хотим высказать своё видение событий, происходящих на территории многострадальной Чеченской Республики. Сегодня вопрос стоит уже о том, быть или не быть чеченской нации, против которой совершается геноцид с применением откровенно террористических методов.
Мы резко осуждаем терроризм в любых его проявлениях, кем бы ни были сами преступники: иностранными наемниками, чечено-говорящим криминальным элементом или же российскими военнослужащими. Население Чеченской Республики доведено до безысходности и полного отчаяния. Российское военное руководство, объявляя о полном контроле над ситуацией в Чечне, в реальности не может гарантировать мирным гражданам безопасности, так как по-прежнему продолжается практика похищений людей и внесудебных казней. В самой Чечне прекрасно знают, что этой преступной деятельностью занимаются российские военнослужащие, но до сих пор международное сообщество не предприняло каких-либо существенных мер по предотвращению насилия.
Кроме того, что отсутствует какое-либо эффективное давление на российское руководство, международное сообщество не предпринимает никаких действий, побуждающих Россию к миру. Вместо этого Комиссия ООН в 2002 и 2003 гг. дважды отклонила Резолюцию по Чечне, предложенную Евросоюзом. Возможно, что кремлевские лидеры желают выйти из российско-чеченского вооруженного конфликта, сохраняя свое лицо, и необходимо им помочь сделать первый шаг к подлинному миру. Но пока малопродуктивные действия Запада лишь усугубляет этот конфликт, за исключением недавнего решения ПАСЕ о необходимости создании международного трибунала по военным преступлениям в Чечне, а до этого - лишения в апреле 2000 года права голоса российской делегации. (Правда, уже через девять месяцев, в январе 2001 года, Парламентская Ассамблея Совета Европы восстановила в правах российскую делегацию). Как и предупреждали правозащитные организации, проведенный российскими властями 23 марта 2003 года псевдореферендум обстановки в Чечне не разрядил, о чем свидетельствуют продолжающиеся исчезновения и убийства гражданских лиц и массированные авиационные бомбардировки лесных массивов вокруг населенных пунктов в целом ряде горных и равнинных районов Чеченской Республики.
В этой связи можно предположить, что вместо обещанной стабилизации обстановка будет неуклонно ухудшаться, что непременно отразится на мирном гражданском населении, которое крайне устало от насилия и издевательств со стороны российских военных, что усиливает "процесс палестинизации", когда государственный террор порождает отчаяние, и, как следствие, ответный террор. Причем указанные тенденции обретают ужесточающий, необратимый характер и принимает широкие масштабы. Российское руководство продолжает отказываться от политического диалога с руководством Чеченской Республики Ичкерия в лице президента Аслана Масхадова, избранного в результате свободного всенародного голосования 27 января 1997 года. И здесь необходима твердая воля международного сообщества в лице Совета Европы, молчание которого приводит к сокрушительному поражению идей гуманизма и общечеловеческих ценностей. Демократические силы Чечни, включая НПО, теряют доверие к цивилизованному мировому сообществу, и в этой связи в глазах чеченского общества также неуклонно падает авторитет международных межправительственных организаций. По нашему мнению, этого нельзя допустить.
Пассивность международного сообщества, его лояльность к преступной политике России в Чечне автоматически толкает отчаявшихся людей в непримиримую крайность. Наблюдаются явные и опасные признаки радикализации общества, которое все больше проявляет симпатии к отчаянным поступкам в отношении военных и гражданских представителей насажденной российской армией марионеточной администрации Чечни, которая не способствует стабилизации обстановки. Более того, марионеточные власти не только не защищают прав гражданского населения, но и сами являются пособниками геноцида, творимого оккупационными войсками.
К сожалению, деятельность правозащитных организаций в развивающихся условиях становится малоэффективной и даже бессмысленной перед всеохватывающим произволом российской армии, которая никому здесь неподвластна, и действует в обстановке полной безнаказанности и отсутствия контроля.
Следствием такой ситуации являются акции обездоленных и доведенных до полного отчаяния жертв войны, которые идут на сознательную гибель, унося с собой десятки и сотни жизней, в том числе, и совершенно безвинных людей.
Вот почему каждый день бездействия мирового и, в частности, европейского сообщества отдаляет перспективу политического решения российско-чеченского военного конфликта, что, на наш взгляд, недопустимо. Мы прекрасно помним из истории, что политика силового подавления национально-освободительного движения, с одной стороны, и политика "умиротворения агрессора" - с другой, никогда не приводила к миру. И потому со всей ответственностью заявляем, что сегодня не только ведется истребление чеченской нации, но над всей цивилизацией нависла серьезная угроза. Чтобы избежать подобного хаоса, мы вновь должны вернуться к соблюдению норм, на которых изначально утвердилось современное международное гуманитарное право.
В связи со всем вышеизложенным, мы вынуждены констатировать, что обещанные российскими властями:
- улучшение в сфере защиты прав человека не состоялось;
- возвращение беженцев в Чеченскую Республику не состоялось;
- политический диалог с противоборствующей стороной конфликта в лице президента Масхадова не состоялся;
- Четырежды официально объявленный Президентом РФ вывод войск не состоялся;
- окончание войны, о чем было объявлено во всеуслышание, не соответствует действительности;
- Проведенный российской военной администрацией в Чечне так называемый референдум, наоборот, привел к ухудшению ситуации, к радикализации конфликта;
- Деятельность оппозиционных к промосковской марионеточной власти политических организаций запрещена негласными инструкциями спецслужб, что сопровождается отсутствием свободы слова и деятельность организаций.
Уважаемый Комиссар! Поскольку ситуация в Чечне имеет тенденцию негативного развития, позвольте в этой связи нам высказать свое предложение: поскольку ход событий развивается в крайне негативном русле. Мы предлагаем в экстренном порядке созвать очередной семинар под эгидой Верховного Комиссара Совета Европы по правам человека с участием неправительственных организаций и представителей власти сторон конфликта. Желательным местом проведения семинара могло бы быть Страсбург или Назрань. Думается, настала пора начать наступление, и перейти к решительным действиям во имя достижения мира и стабильности в Чечне. Со своей стороны мы заявляем о готовности принять участие в работе указанного семинара.
Настоящее обращение подписали: