Чеченская тема по-прежнему остается одной из самых злободневных и требующих своего немедленного разрешения. Нет сомнений, что решение этой проблемы лежит в плоскости политического урегулирования, о чем неоднократно заявляло само российское руководство. Однако методы, которые оно использует для достижения указанной цели, в реальности ведут лишь к продолжению российско-чеченского вооруженного противостояния в Чечне.
Подтверждением нежелания российских властей урегулировать этот конфликт является заявление так называемого члена Совета Федерации от Чечни Ахмара Завгаева, который объявил о создании специального фонда, призванного способствовать, как было заявлено в ряде российских СМИ, "задержанию и уничтожению боевиков, предотвращению терактов".
Безусловно, с терроризмом нужно бороться, если, конечно, не смешивать понятие "терроризм" с национально-освободительным движением, как это делают сегодня российские политики в отношении комбатантов - представителей чеченского Сопротивления. Но суть упомянутого выше предложения состоит совершенно в обратном: согласно замысла инициаторов данного фонда, население Чеченской Республики должно будет заняться всеобщим доносительством за соответствующую мзду. Забегая наперед, хочется отметить, что указанная идея не находит отклика у населения Чеченской Республики, так как явно идет вразрез с национальными традициями и в корне противоречит нормам вайнахской морали. Исходя из вышеприведенного тезиса, такое предложение воспринимается нами не иначе, как издевательство над честью и достоинством всей чеченской нации. Идея массового стукачества является провокационной, что называется, "от" и "до", и направлена на раскол нации.
Возможная реализация этого плана, зародившегося в Москве и озвученного так называемым сенатором Ахмаром Завгаевым, чреваты негативными последствиями из-за угрозы дальнейшего нагнетания военного противостояния. По сути, это явится лишь очередным витком массовых репрессий, так как, если говорить по существу, с самого начала нынешней античеченской кампании Чечня, в принципе, и без того пребывает в условиях полного беззакония.
Таким образом, создается лишний прецедент для провокаций, когда любой желающий может сводить свои личные счеты посредством анонимных наговоров, как это уже было в памятную эпоху сталинских репрессий, когда под прикрытием официальных сообщений о неуклонно продолжающемся росте "стабилизации обстановки в Чечне", война против мирного населения будет продолжаться, но уже в более скрытых формах.
Этот путь не ведет народ к миру, а создает дополнительные условия для дестабилизации обстановки не только в самой Чеченской Республике, но и во всем северокавказском регионе в целом. Причем, карательные акции вновь станут осуществляться под вполне благовидным предлогом борьбы с незримыми силами пресловутого "международного террора", что соответствует интересам так называемой "партии войны". Но в то же время продолжение этих "спецопераций" пагубно отразится на мирном гражданском населении Чеченской Республики, которое в очередной раз окажется заложником этой преступной политики.
Несомненно, чеченскую проблему следует решать за столом переговоров, а курс, взятый на полное физическое устранение всех неугодных лиц, в итоге грозит перерасти в глобальную охоту на ведьм, как это было в мрачные времена знаменитой опричнины и репрессий большевистско-сталинского режима. История уже дала негативную оценку подобной политики. Неужели российское руководство не отдает отчета в том, какими последствиями может обернуться подобная практика тотального доносительства? Россия уже неоднократно проходила по этому пути, и мы помним из истории, чем всегда заканчивались подобные эксперименты.
К сожалению, приходится констатировать, что на протяжении последних трех с половиной лет всевозможные рокировки кремлевского руководства с назначениями и разного рода референдумами не приводят к миру, который возможен лишь при условии осуществления позитивного переговорного процесса между противоборствующими сторонами этого конфликта.
В этой связи чеченские неправительственные организации вновь призывают российское руководство к мирному диалогу с руководством комбатантов, и обозначить реальный финал этой, ставшей уже бесконечной, российско-чеченской войны.
Настоящее заявление подписали:
1. Имран Эжеев - Региональное отделение Общества российско-чеченской дружбы, представитель Московской Хельсинкской группы по Чеченской Республике;
2. Либкан Базаева - Общественная организация "Женское Достоинство";
3. Минкаил Эжиев - Региональное отделение Общества российско-чеченской дружбы;
4. Магомед Мусаев - Общественная организация "Зов предков";
5. Кока Хачукаева - Правозащитная организация "Боль матерей Чечни";
6. Абдулла Истамулов - Международный объединенный комитет беженцев из Чечни;
7. Тамара Гузуева - Общественная организация "Лик будущего";
8. Рамзан Дидаев - Общественная организация "Лига прогрессивных сил Чеченской Республики";
9. Леча Ильясов - Общественный центр "ЛАТТА";
10. Руслан Сусаев - Общественная организация "Гражданский протест";
11. Изруддин Алдамов - Общественная организация "ЛАМАНАН ШОВДА";
12. Тимур Алиев - Межрегиональная общественная организация "Институт общественного развития Тимура Алиева";
13. Руслан Бадалов - Региональное общественное движение "Чеченский Комитет Национального Спасения", Национальный Олимпийский Комитет Чечни;
14. Бауди Дудаев - Региональная общественная организация "Союз вынужденных переселенцев";
15. Зарман Махаджиева - Правозащитная организация "НИЙСО";
16. Мадина Магомадова - Ассоциация "Матери Чечни за мир";
17. Майя Шовхалова - Общественная организация "Иберия";
18. Мурад Нашхоев - Независимый консультативный совет;
19. Зулай Багалова - Культурный центр "ЛАМ", заслуженная артистка РСФСР;
20. Хеда Саратова - Общественная организация "Пресс-центр";
21. Матэ Цихесашвили - Комитет по розыску людей, пропавших без вести;
22. Лема Шахмурзаев - Институт политической культуры "ЛАМАСТ";
23. Тоита Юнусова - Региональное отделение ММО "Эхо войны";
24. Зайнап Гашаева - Сопредседатель ММО "Эхо войны";