Любить по-русски

Любить по-русски

Каждый год в России от рук своих близких гибнут 14 тысяч женщин и две тысячи детей. Эти неутешительные цифры были названы во вторник на конференции "Безопасность в семье", организованной Министерством труда и социального развития и Ассоциацией кризисных центров России "Остановим насилие". По мнению специалистов, ситуация будет ухудшаться, если на защиту жертв домашних тиранов не встанет государство. Закон о предупреждении насилия в семье существует в большинстве развитых стран. В России его начали разрабатывать в 1994 году, но дальше разработки дело не продвинулось.

Похититель из Репьевки

Как правило, о насилии в семье становится известно, когда домашний тиран уже изрядно помучил свою жертву. В прошлом году прокуратура Инзенского района Ульяновской области возбудила уголовное дело против пенсионера Михаила Пензюкова из деревни Репьевка. Пензюкову предъявили обвинение по статье "Незаконное лишение свободы". Хотя если бы в России был принят закон о предупреждении насилия в семье, то пенсионеру грозила бы статья именно за домашнее насилие - в течение четырех месяцев он держал свою супругу Таисию прикованной двухметровой цепью к кровати за ногу.

Просидев четыре месяца на цепи, бабулька смогла перехитрить мужа и обманным способом выбраться на волю. Она тут же побежала в сельскую администрацию, где обо всем поведала главе, а сама вернулась домой и опять... села на цепь. Спустя некоторое время к Пензюковым явилась милиция. Здесь-то они и увидели прикованную к кровати бабку. Михаил своей вины не отрицал. Свой поступок он объяснил тем, что хотел таким образом спасти жену от пьянства. "Она пропивала всю пенсию,- говорит Пензюков, - из дома все на водку меняла. Ходил, искал ее по канавам". Несмотря на то что Пензюков преследовал благие цели, его ожидает суд. Правда, бывшая узница Таисия теперь обивает пороги прокуратуры - просит, чтоб мужа не лишали свободы, и даже грозится наложить на себя руки...

По оценкам социологов, три четверти россиянок, то есть подавляющее большинство, подвергаются так называемому домашнему насилию. Это значит, что их бьют, оскорбляют и принуждают к сексу мужья и любимые. Конечно, насилие распространяется не только на женщин. Ему подвергаются все, кто слабее, - дети, пожилые люди. Настоящий тиран одними только физическими мерами обычно не ограничивается. Запад, который начал борьбу с домашним насилием лет 30 тому назад, дал ему такое определение: это система поведения одного члена семьи для сохранения власти и контроля над другим или другими. Для этого и бьют, и унижают, и, как выражаются специалисты, используют эмоционально-психологические, экономические методы, угрозы и даже изоляцию, как в случае с Таисией Пензюковой.

Ревнивый опер

- Оперуполномоченный одного из столичных отделений милиции 27-летний старший лейтенант Олег Дорофеев ничего в жизни не имел, кроме жены и работы, - вспоминает случай из собственной практики бывший судья Мосгорсуда Сергей Пашин.

Милиционер считался крепким сыщиком, ему удавалось раскрывать многие тяжкие преступления. С утра до ночи он просиживал на работе, а в редкие моменты отдыха "расслаблялся" с бутылкой. Однажды он задумался - не изменяет ли ему жена. К проверке подошел вполне профессионально. Слежку вел сам, а когда приходилось отвлекаться на поимку преступников, поручал свое дело агенту-осведомителю, без услуг которых не обходится ни один уважающий себя опер. Вскоре им удалось выяснить адреса двух мужчин, с которыми у жены Олега могла быть тайная связь. Это были друзья семьи. Когда предварительных улик набралось достаточно, ревнивый опер, пользуясь служебным положением, задержал своих соперников и вместе с агентом привез их к себе на квартиру, где находилась ничего не подозревавшая супруга. Включив диктофон, милиционер начал "дознание по делу об измене". Женщина не сознавалась, а мужчины оказались менее стойкими и раскололись по полной программе. Не выдержав подробностей, старлей выхватил табельное оружие и открыл пальбу. Всем троим досталось по пуле. Мужчины были убиты наповал, жена - ранена.

В первое мгновение Дорофеев решил не скрываться и сам позвонил в
родное отделение милиции.

- У меня тут три трупа, выезжайте, - заявил он. Тогда ему показалось, что и жена мертва.

Однако не дождавшись ареста, он сел в машину агента и скрылся. Месяца три отсиживался где-то в Подмосковье, потом его взяли.

- Мы осудили его на 12 лет, - рассказывает председательствовавший на том процессе Сергей Пашин. - Он раскаивался в преступлении, но больше говорил о своей любви к жене. Надо сказать, что она его не выгораживала, видно было, как настрадалась от этого человека. Тем не менее обещала дождаться.

- Нам практически каждый день приходится выезжать, - говорит сотрудник милиции одного из московских районов, отвечая на вопрос, часто ли вызывают на семейные скандалы. - Днем по вызову приходит участковый, ночью - группа немедленного реагирования. Если что-то подходит под фабулу статей, мы принимаем меры. А если нет ни следов побоев, ни доказательной базы, ограничиваемся разговором. "Хулиганки" редко доводятся до суда - на одно возбуждаемое дело приходится 5-6 отказов.

Недетские игры

Но если женщины, превозмогая стыд, все-таки в состоянии пожаловаться участковому, то детям приходится молча терпеть унижения и родительские тумаки. По данным республиканской прокуратуры Мордовии, в 2001 году за избиение своих детей только в Октябрьском районе Саранска 88 человек были лишены родительских прав. В 2002 году количество неблагополучных семей в республике увеличилось еще на 48. Вряд ли статистика улучшится и в этом году. Все чаще в Саранске возбуждаются уголовные дела против родителей-садистов. Так, один из подсудимых - 42-летний Николай Бызгаев получил полтора года за жестокое избиение своих детей. "Этот изверг душил свою 8-летнюю дочь шарфом за то, что она потеряла ключ, - рассказала "Известиям" соседка Елена. - А сынишку 11-летнего ударил по голове половником за то, что тот не разогрел ему суп. А ударил так, что половник пополам согнулся! Нам страшно было слышать детские крики. И куда только не писали. Слава Богу, нашли управу на этого садиста".

Подобных случаев в Саранске немало. К примеру, Нина Фатькина - другая жительница района - морила 10-летнюю дочь голодом и избивала шлангом. А еще одного "родителя", издевающегося над несовершеннолетним пасынком, даже не пришлось судить. В состоянии аффекта подросток убил его сам.

Насилие в семье просто захлестнуло российское общество. Более 500 исков о лишении родительских прав ежегодно удовлетворяется судами Владимирской области, сообщили корреспонденту "Известий" Леониду НОВИКОВУ в отделе по проблемам семьи, женщин и детей областной администрации. В 2002 году во Владимирской области было возбуждено 484 уголовных дела в связи с уклонением от уплаты алиментов, три уголовных дела - в отношении матерей, убивших новорожденных детей.

А руководство прокуратуры Ульяновской области пришло в ужас после инспекторской проверки социального благополучия семей.

- Столько нарушений законодательства было вскрыто, что мы вынуждены были обратиться к областным властям с требованием принять особые меры, - сказал "Известиям" пресс-секретарь областной прокуратуры Василий Зима. - Только в 2002 году органами внутренних дел было составлено 2645 административных протоколов по неблагополучным семьям. По сравнению с 1998 годом число таких родителей увеличилось на 64 процента.

Но закон не всегда соблюдается, и помочь бедным ребятишкам некому. Так, три сестренки из села Степановка Барышского района всю жизнь терпели издевательства со стороны родителей.

- То пили, то малышей били, - рассказывают очевидцы. - Мы обращались в инстанции разные, просили ребятишкам помочь. Да так и не успели...

Месяц назад, так и не дождавшись помощи чиновников, все три девочки заживо сгорели в собственном доме, где в очередной раз их оставили пьяные родители. По мнению руководства региональной прокуратуры, во многом виноваты органы управления социальной защиты населения. Именно они обязаны следить за неблагополучными семьями и своевременно реагировать на поступившие от соседей сигналы.

Немой укор

Может показаться, что "это" случается исключительно с бедными и необразованными женщинами. Академик Наталья Римашевская говорит, что, по данным исследования возглавляемого ею НИИ социально-экономических проблем народонаселения РАН, 50 процентов женщин считают, что виною всему мужской алкоголизм, низкая материальная обеспеченность и безработица среди мужчин. Но варфоломеевские ночи своему семейству устраивают и вполне благополучные отцы. По статистике кризисных центров, примерно половина позвонивших имеют высшее или незаконченное высшее образование. "Это" происходит и в семьях алкоголиков, и в семьях профессоров, и в семьях менеджеров. Тут есть еще одна особенность: жертве, как правило, очень стыдно бывает признаться в том, что ее регулярно бьют, поэтому она молчит годами. К тому же многие мужья бьют грамотно, так, чтобы посторонние не увидели синяков.

Причины того, что жертвы не уходят на все четыре стороны, одни и те же во всем мире. Главная - экономическая: некуда идти, особенно с детьми. Кризисных центров на всех не хватает (в России есть 18 государственных и около 40 общественных центров, а в Великобритании - почти 500), а социальные службы не могут помочь женщинам с детьми.

Возможно, ситуация изменится с принятием закона о предупреждении насилия в семье. Разрабатывать его начали в 1994 году, но, как выразилась одна из разработчиц, "заболтали". А такие законы в начале 90-х появились во многих странах, и они действительно работают. Например, на основании закона израильские суды по семейным делам дают пострадавшим специальный ордер, запрещающий правонарушителю приближаться к жертве. Основание для его выдачи - не только "акт насилия", но и угрозы и скандалы.

Сталкивались ли вы со случаями насилия в семье?

Ирина АЛФЕРОВА, актриса:


- Конечно, у нас же это повсеместно. Как сказал Булгаков, все связано с квартирным вопросом. Я выросла в Новосибирске, все мое детство было наполнено пьяными оргиями соседей. Отцы напивались, били жен, детей. Дети ночью убегали прятаться к соседям. Женщины, которые все это терпели ради детей, ради чего-то еще и просто потому, что некуда идти и не на что жить...

Виктор МЕРЕЖКО, драматург:

- Видел и не однажды. Был у меня хороший знакомый. Он был веселым, компанейским, щедрым, широким человеком. Почему-то никак не знакомил с семьей. Однажды я случайно, без звонка пришел к нему домой. Его дома не было, открыла страшно испуганная жена, спрашивала, где он, ее всю прямо колотило от страха. Он пришел, вытаращил глаза, озверел просто. В моем присутствии, я ничего не мог сделать, устроил жене и ребенку омерзительную сцену с мордобоем. Оказалось, он постоянно их избивал. Выбросив всю черную энергию в семье, на людях он становился милым и приятным человеком. История банальная, но так живут многие семьи. На улице и в компании одно лицо, дома - совершенно звериное.

Екатерина СВИСТУНОВА, психолог, член Клуба "Известий":

- В моей практике было немало таких случаев. Прежде всего это избиения детей, иногда очень маленьких. Например, плачущий ребенок вызывает раздражение у отчима и тот просто швыряет его на пол. Бывает и так, что уже взрослый человек не может избавиться от страхов, полученных в детстве. Например, женщина не могла спускаться в метро: ее одолевало удушье, боязнь толпы. Она не могла понять, почему. Мы сумели "вытащить" информацию из ее подсознания: когда она была совсем маленькой, старший брат душил ее подушкой. Замкнутое пространство и толпа вызывали у нее ассоциации с тем удушьем, которое она испытала в детстве.

Ольга НИКОЛАЕВА, студентка филологического факультета
МГУ:


- Я сталкивалась со случаем насилия в семье на личном опыте... Чем были вызваны эти случаи, мне до сих пор не вполне понятно, знаю точно, что мужчина считал, что я его "провоцирую" сама. Я знаю теперь, что у этого человека возможно такое поведение в семье, что его родителей это не шокирует, но как-то не приходило в голову даже спросить: а у тебя папа может поднять на маму руку? Мне всегда казалось, что автоматически "нет". А оказывается, этому не мешает ни образование, ни круг общения.

Майя КАЗЬМИНА, председатель Союза юристов Москвы, председатель общественного объединения "Старшее поколение", член Клуба "Известий":

- Ежегодно в России более 12 тысяч женщин и примерно столько же мужчин погибают от насилия в семье. Насилие бывает разное, оно может быть физическим, моральным, финансовым, например, когда у стариков отнимают пенсии. Страдают и дети, и женщины, и пожилые люди - все те, кто от кого-то зависит. Необходимость принятия закона о жестоком обращении в семье обсуждается сейчас на всех уровнях. А ведь даже на Украине есть закон о предотвращении насилия в семье. "Безопасность человека есть безопасность государства" - вот под этим лозунгом и нужно вести работу.

 

Известия.ру