Чечня на руинах «империи зла»

Чечня на руинах «империи зла»

Ассоциация по изучению национальностей (Association for Study of Nationalities) при Колумбийском университете в Нью-Йорке - крупный научный центр, объединяющий преимущественно исследователей народов, живущих в той части мира, которая была некогда в "советском блоке", и соседствующих с ними. Нынешняя, 8-я, ежегодная конференция Ассоциации состоялась 3 - 5 апреля под общим тематическим заглавием "Идентификация и политический порядок в Восточной Европе и Евразии".

 

Программа конференции была столь обширной, что заседания шли одновременно в нескольких секциях, и посетить все заседания не представлялось возможным. Поле зрения участников простиралось от Восточной Европы до Центральной Азии и от бывшего советского Севера до Турции. Особое внимание обращалось на конфликтные регионы: бывшую Югославию, Среднюю Азию и Кавказ, а также на такие ключевые страны, как Украина, Турция, и, конечно, Россия.

 

Чеченская тематика рассматривалась на нескольких секциях в контексте более широких проблем: "Ислам в России", "Демографическое изучение конфликтных регионов", "Турция и Кавказ после эры "холодной войны"; кроме того, был круглый стол "Россия и Чечня", на котором выступали такие всемирно известные специалисты, как профессор Джон Данлоп (США), д-р Фиона Хилл (США), Томас де Ваал (Англия).

 

Специалисты по российско-чеченскому конфликту в разных аспектах показывали неуместность и неадекватность референдума и ранее проведенной переписи населения в условиях войны и государственного насилия, гибельность российской политики в Чечне. Упорство российских властей в своих роковых ошибках тем более удивительно, что сама территория ЧР не имеет существенного значения для России ни в геостратегическом, ни в экономическом планах. Главная причина нежелания отпускать Чечню, по мнению участников дискуссий, - приведение к власти Путина, зависимого от спецслужб, имперские амбиции и преувеличенная боязнь "прецедента", который может повлечь распад России.

 

Но ситуация в Чечне слишком своеобразна, чтобы служить сколько-нибудь серьезным прецедентом, а главное, за последнее десятилетие другие республики РФ не подвергались геноциду, который сделал невозможным дальнейшее пребывание ЧР в составе РФ. На мой взгляд, при обсуждении чеченской темы специалисты упустили еще одну существеннейшую причину нежелания российских властей отпустить Чечню: ее за эти годы превратили в зону для безнаказанного действия всевозможных криминальных структур и мафии, в которую входят высокопоставленные российские чиновники. Предоставление свободы Чечне означало бы конец деятельности такой зоны и неминуемое возмездие ее организаторам.

 

Выступления европейских и американских исследователей чеченского вопроса как бы перекликались с докладами молодых чеченских ученых Мусы Юсупова и Зайнди Чолтаева, исследовавших ситуацию изнутри и смотревших на нее с точки зрения не стороннего (хоть и искренне заинтересованного, и глубоко понимающего, порой с поразительной для иностранца проницательностью) наблюдателя, а представителя самого народа, переживающего геноцид и кровно заинтересованного в дальнейших поворотах собственной судьбы. Муса Юсупов провел социологическое исследование проведения "переписи" чеченского населения в октябре 2002 года, "насчитавшей" в разоренной республике более миллиона жителей.

 

Исследователь обратил внимание, что 50 миллионов рублей, обещанных переписчикам за работу, начали выплачивать только в марте, когда началась подготовка к референдуму. Переписчикам "спускали" цифры (в советском стиле); например, в Аргуне "прямо было заявлено: нельзя допустить, чтобы население города было меньше 25 тысяч человек".

 

Муса Юсупов привел поразительные факты. "Больше всего нарушений было в Грозном. Переписчикам приносили различные списки людей, получающих детские пособия, пенсии, а также кое-где сохранившиеся или заново составленные сведения о квартирном учете и домовладении. Каждый был обязан на основе представленных материалов оформить 120 опросных листов. Некоторые очень нуждающиеся в деньгах сумели заполнить и 300, и 500 листов. Они забирали материалы домой и при свечах заполняли эти листы. На одном из участков Грозного двум переписчицам русской и чеченской национальности были предложены списки людей, проживавших прежде в полностью разрушенных трех пятиэтажных домах. В них русская переписчица обнаружила фамилии знакомых, уехавших еще до "первой" войны. В беседе женщины признавались, что они чувствуют себя виноватыми перед Всевышним, так как, возможно, они включили в перепись погибших в "первую" и "вторую" войны. Много было фактов, когда опросные бланки заполнялись по хозяйственным книгам администраций сельских районов.

 

Муса Юсупов исследовал также общественные настроения во время переписи. Так, оказалось, что жители Чечни желали преуменьшить свою численность. Докладчик приводит горькие признания: "Люди среднего и старшего возраста высказывали мнение, что в интересах чеченцев оказаться численностью менее 500 тыс. Это успокоит тех, кто уничтожает народ с явным намерением уменьшить его количество".

 

Встречались и курьезы, и "черный юмор". В Грозном женщина при вопросе о ее национальности завыла. На вопрос переписчика последовал ответ: "Я волчица, меня довели до такой жизни". В другом населенном пункте переписчица включила как своего младшего брата... собаку по имени Бичи, указав ее возраст - 15 лет, пол и имя. Объяснялось это так: "Бичи в первую войну была дважды ранена, во вторую войну получила осколочное ранение... Бичи перенесла вместе с нами всю народную трагедию, и я решила, что будет справедливо отразить ее в числе жителей моего участка и всей республики".

 

Многие жители Чечни просили переписчиков записывать сыновей как дочерей, так как опасались, что сыновей уведут во время зачисток. Еще факт "свободы" волеизъявления: "Все переписчики согласно инструктивным установкам должны были при любых ответах в опросном листе записывать только гражданство РФ". Но при этом "все называют родиной Чечню и считают себя жителями Чечни, а не всей России. При этом большинство чеченцев не очень гордятся или совсем не гордятся тем, что они граждане РФ".

 

Даже эти скупые факты явно не свободного исследования демонстрируют крупную моральную победу чеченского народа над учиненным ему демагогическим фарсом: народ горьким юмором поставил все на свои места.

 

Второй чеченский ученый, Зайнди Чолтаев, подчеркнул, что в стремлении удержать Чечню в составе России власти почему-то избрали ключевым средством своей политики чрезвычайное, предельное унижение народа, что абсолютно не было необходимо для достижения поставленной цели. Наоборот, дружественное отношение привело бы к куда как лучшим результатам, ибо именно дискриминация выталкивает чеченцев из РФ. "Если россияне не хотят нас отпускать, зачем же развивают такую страшную вражду к нам?" - спрашивают чеченцы. Это и впрямь не совсем объяснимый парадокс. (Мои "размышлизмы" по этому поводу: очевидно, такие явления объясняются не логикой, а психологическим состоянием общества. После распада СССР российский народ почувствовал себя униженным и избрал в качестве "компенсации" унижение другого народа. И отдался этой "компенсации" со всей сиюминутной страстью. В таком состоянии общество не способно ни осмысливать происходящее, ни задумываться о самоубийственных последствиях своего срыва).

 

Резким диссонансом прозвучало выступление директора Института этнологии РФ Валерия Тишкова. До недавнего времени он реалистически понимал ситуации при этнических конфликтах вообще и российско-чеченском в частности. Но здесь ему почему-то изменило чувство здравого смысла. Ничем иным не могу объяснить, что он начал рассказывать почтенной научной аудитории, что в Чечне уже "нет ни войны, ни зачисток", недавно их институт передал республике 50 тыс. книг, и вообще нынешний форум "остается последним бастионом сопротивления" (чему, он не пояснил, но из текста и эмоционального настроя его выступления явствовало: усилиям российских властей по "урегулированию" конфликта и "просвещению" диких чеченцев). Реакция зала была адекватной: недоуменные переглядывания, глухой ропот и даже выход некоторых слушателей за дверь.

 

На конференции были также показаны документальные фильмы: "Приветы из Грозного", "Проклятые и святые" (о чеченском детском танцевальном ансамбле, собранном из сирот и бездомных детей) и фильм А. Балабанова "Война". Просмотры сопровождались дискуссиями, в которых выявлялось отношение аудитории не только к фильмам, но и к конфликту в целом. Несмотря на массированную лживую пропаганду российских сторонников войны, затративших огромные усилия на создание образа чеченцев как "народа-террориста" и на "арабских наемников в Чечне", специалистов на мякине не проведешь. Даже те специалисты, которые под влиянием этой пропаганды склонны признавать наличие некоторого незначительного числа "террористов и наемников", акцентируют на главных причинах войны - противостоянии чеченского народа яростным попыткам подавления его движения к независимости - и показывают, что "терроризм", даже если и существует, то является порождением неравной, отчаянной войны на уничтожение народа.

 

Практически все участники отмечали, что единственный путь к миру в Чечне - политические переговоры между конфликтующими сторонами, а референдумы, переписи, выборы в условиях войны, а также при игнорировании одной из сторон, - бесперспективны.

 

The Chechen Times

Надежда Банчик