В четверг Генеральная прокуратура Российской Федерации объявила об окончании расследования взрывов в Москве и Волгодонске в 1999 году. Однако результаты этого расследования вызывают очень серьезные сомнения, в том числе и у западных наблюдателей, которые увидели в решении российских властей попытку внушить обществу, что Кремлю удалось-таки установить организаторов и исполнителей этой акции. Как известно, взрывы стали официальным предлогом для Москвы в развязывании новой агрессии против Чечни.
«Ответственность за эти акции власти России возложили на исламских сепаратистов, пятерых из которых уже нет в живых», пишет в этой связи ряд американских газет, комментируя заявление генпрокуратуры РФ. В частности, «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анджелес таймс» публикуют обширные статьи своих московских корреспондентов на эту тему, сообщает радиостанция «Голос Америки».
«Нью-Йорк таймс» обращает внимание на неожиданность этого заявления. «Решение Генеральной прокуратуры прозвучало как приглушенная последняя нота вслед за сенсационной волной насилия, которая привела ко второй войне в Чечне, возвышению Владимира Путина и породила мрачные подозрения в заговоре, - пишет московский корреспондент газеты Майкл Уайнс. - Бросается в глаза, что ни один из девяти человек, которых генпрокуратура назвала организаторами и исполнителями взрывов, не является чеченцем. Невольно напрашивается вопрос о побудительных мотивах второй войны, которую Россия начала несколько недель спустя после взрывов. В заявлении Генеральной прокуратуры не содержится никакого объяснения мотивов действий обвиняемых».
«Вместе со взрывами в Россию пришел террор, и в российском обществе резко усилились античеченские и антикавказские настроения, - пишет далее газета. - С тех пор прошло уже три с половиной года, были арестованы несколько десятков человек, названы подозреваемые, но ни один из них не предстал перед судом и не был осужден за непосредственную причастность к взрывам. Заявление генпрокуратуры свидетельствует, что всю правду, по всей вероятности, узнать не удастся никогда».
Корреспондент подметил и еще один момент: «Несмотря на важность данного дела, Генеральная прокуратура объявила об окончании расследования без лишнего шума. Текст заявления уместился на одной страничке, а оглашен он был накануне первомайских праздников. Газеты в праздничные дни не выходят, а это означает, что никаких дискуссий по этому поводу в СМИ не будет».
В той же корреспонденции отмечается, что заявление прокуратуры вряд ли поможет развеять неоднократно выдвигавшиеся обвинения в том, что взрывы были организованы российской службой безопасности ФСБ. Одним из главных сторонников этой версии является живущий ныне в Лондоне российский олигарх Борис Березовский. «С самого начала российские официальные лица утверждали, будто эти взрывы - дело рук чеченских сепаратистов, - сказал он. - Но они сами в это не верят».
«Заявление генпрокуратуры - полный нонсенс, - заявил Березовский в интервью по телефону корреспонденту «Нью-Йорк таймс». - Этим заявлением они хотели сказать: мы эту проблему решили, теперь забудьте о ней».
Большую корреспонденцию, посвященную той же теме, печатает «Лос-Анджелес таймс». Газета особо упоминает версию о причастности к взрывам российских спецслужб и о реакции на заявление генпрокуратуры в российских журналистских кругах.
«Российские официальные лица категорически отрицали и отрицают причастность ФСБ к этим взрывам, - пишет газета, - однако подозрения по-прежнему остаются. По мнению критически настроенных людей, заявление генпрокуратуры представляет собой попытку покончить с подозрениями перед тем, как внимание общества переключится на президентские и парламентские выборы, назначенные на конец нынешнего и начало будущего года. В этой связи привлекает внимание недавнее убийство известного политического деятеля, депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова, который принимал участие в неофициальном расследовании взрывов 1999 года в Москве и Волгодонске».
Газета приводит высказывания нескольких россиян по поводу заявления Генеральной прокуратуры. «У меня нет никакого сомнения, что расследование дела о взрывах проводилось не с целью выявить истину, а чтобы потрафить интересам Кремля, - заявил Павел Вощанов, бывший пресс-секретарь президента Бориса Ельцина, а ныне обозреватель газеты «Трибуна». - И свернуто оно в соответствии с политической повесткой дня Кремля. Другая его цель - заставить общество забыть об этом мрачном эпизоде недавней российской истории».
«Расследование Генеральной прокуратуры не дало ответа на главный вопрос: кто заказал взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, - заявила корреспонденту известная российская журналистка, обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская. - Обвинения против ФСБ со стороны некоторых политиков генпрокуратура никогда серьезно не учитывала, их даже не расследовали. Совершенно очевидно, что это не произойдет никогда. Сергей Юшенков был последним российским политиком, который искренне поднимал этот трудный вопрос. Но его убили».
Отдел сотрудничества и СМИ,