Кто-то верно заметил, что культура - это система запретов. Можно бы добавить, что цивилизация, представляя собой неуклонное устранение запретов, является противоположностью культуры. Это противопоставление культуры и цивилизации можно проиллюстрировать на примере отношения к наркотикам. В Иране, где сознанием людей до сих пор властно управляют сложившиеся в глубине веков культурные традиции, за употребление наркотиков людей казнят. В цивилизованной Голландии обеспечен свободный доступ к наркотикам и государство настолько любезно, что обеспечивает наркоманов бесплатными одноразовыми шприцами.
Система запретов, которая и есть то, что называется культурой, это те мощные стереотипы сознания, которые помогают людям избегать соблазнов. Поэтому культурный человек, умеющий подчинять свои страсти сложившимся запретам, и человек цивилизованный, подчиняющий действительность своим страстям, далеко не всегда сосуществуют в единой личности. Эту разницу между человеком культурным и человеком цивилизованным в свое время очень точно описал в книге "Башни в горах" Аркадий Гольдштейн. Отметив, что ни одеждой, ни внешностью, ни знанием русского языка чеченца невозможно отличить от коренного москвича, он продолжает: "Но когда чеченец, ваш подчиненный по работе, приходит к вам кабинет и говорит, что ему нужен отпуск, чтобы поехать в другой конец страны и повидаться с братом, которого он не видел уже месяц, вам становится стыдно, что вы полгода даже не звонили своему брату, с которым живете в одном городе".
Президент России Путин, будучи с визитом в Англии, на вопрос репортеров о причинах, побудивших его начать новую войну с чеченцами, заявил: "Мы несем в Чечню цивилизацию". Видимо, он считает, что несет чеченцам то, чего чеченцы лишены и в чем нуждаются, если считать эти слова искренними. На самом же деле чеченцы являются одним из немногих народов современности, которые приняли цивилизацию, то есть технический, материальный прогресс, сохранив при этом свою культуру, то есть систему запретов, оберегающих духовность от деградации. Цивилизация без культуры самоубийственна для человечества. Что могут совершать цивилизованные люди, из сознания которых удалены запреты, мы видим сегодня на примере российских военных, оккупировавших Чечню. Это совершенно разложившаяся масса, управляемая животными инстинктами, главным среди которых является хищное влечение к убийству беззащитной жертвы. И только страх перед ответными ударами чеченских бойцов заставляет эту массу соблюдать какое-то подобие военного порядка.
Можно и дальше выявлять различия между культурой и цивилизацией, но пора сказать о том, в чем сходится сознание всех людей, независимо от исторических эпох, исповедуемых религий, культурных традиций или отсутствия таковых. А сходится сознание всех людей в стойком отвращении к предательству и предателям. В этом похожи все: и иранец, и голландец, и чеченец, и русский. Следовательно, табу на предательство мы должны отнести к чему-то более фундаментальному, чем система запретов, из которых состоит культурная традиция.
Действительно, древнейшее описание факта предательства обнаруживается не где-нибудь, а в Библии. Это удивительно, но в самых архаичных произведениях, сохранившихся от седой древности - в эпосе о Гильгамеше, в "Рамаяне", в "Махабхарате", в "Иллиаде" и "Одиссее" Гомера - мы не находим упоминания о предательстве, нет случая, чтобы кто-то из главных или второстепенных персонажей этих произведений перешел на сторону врага. Описаний вероломства много, но предательства нет. Парис, похитивший Елену и заодно сокровища ее мужа, царя Менелая, будучи гостем в его доме, совершает в высшей степени вероломный поступок, но когда из-за этого поступка начинается десятилетняя война между греками и троянцами, он защищает свой город. Парис мерзавец, но не предатель. Ведь предатель тот, кто предает своих. Значит, есть какая-то трудно преодолимая грань даже между гнусностью и предательством.
Предатель по степени нравственного падения может быть сравнен с непотребной девкой, причем производя такое сравнение, может быть нужно попросить извинений у непотребных девок. Во всяком случае, первый типаж предателя, выводимый на страницах Библии, это "Раав - блудница", предавшая родной свой город Иерихон израильтянам. Едва ли случайно это сочетание предательства с проституцией в едином образе.
И предатель, и проститутка сходны в том, что могут внешене процветать, но сознание своей продажности делает их глубоко несчастными людьми. Ведь тот, кто купил их, может в любой момент унизить их и даже вышвырнуть как использованную вещь. Поэтому, несмотря на гонор, с которым пытаются вести себя на людях предатели и проститутки, их терзает одинаковая неуверенность в себе, одолевает комплекс неполноценности. Они знают, что презираемы всеми и что общаются с ними лишь постольку, поскольку они нужны для удовлетворения каких-то сиюминутных интересов или потребностей. Врага можно ненавидеть смертельной ненавистью, но настоящий враг уважается хотя бы за силу. Предателей не уважает никто и никогда. Это - парии, которые сбиваются в стаи из себе подобных.
Люди - корпоративные существа, а корпорация может держаться лишь на общей идеологии метафизического или материального свойства. О метафизическом содержании идеологии предателей нелепо говорить, поскольку продажность может укорениться лишь в душе, которая полностью опустошена от возвышенных идей. Однако примечательно то, что предатели старательно избегают любого упоминания о сугубо материальных стимулах, толкнувших их на предательство, и изо всех сил пытаются предстать носителями каких-то идей. При этом логика перевернутого сознания заставляет их обвинять тех, кого они предали, в стремлении добиться богатства и власти. Здесь элементарная психология: послушайте, в чем, к примеру, Кадыров обвиняет президента Масхадова, и вы безошибочно определите, что из себя представляет Кадыров.
Но у Кадырова, по крайней мере, то достоинство, что он - открытый предатель, не маскирующийся под личиной сторонника чеченской независимости. Есть, однако, среди чеченских предателей личности более изощренные. Вот, объявился недавно некто И.С.Темиров, сочиняющий в адрес Путина слезливые обращения и подписывающий их: "Заместитель Председателя Парламента ЧРИ, исполняющий обязанности Председателя Парламента ЧРИ".
Приведу несколько характерных выдержек из сочинений И.С. Темирова, направленных в канцелярию Путина: "Ваше Превосходительство! Слова, с которыми Вы обратились к чеченскому народу, вселили в нас надежду…"; "…для того, чтобы возможность мира стала реальностью, одного референдума, пусть даже безупречно проведенного, недостаточно"; "Парламент Чеченской Республики Ичкерия готов признать правомерность проведения референдума и его итоги. Но мы уверены, что принятие Конституции Чеченской Республики должно сопровождаться всеобщей амнистией…" и т.д. и т.п.
Здесь излишни слова негодования, поскольку все эмоции подавляет вполне житейский вопрос: за сколько же тебя купили, мил человек? Ведь всегда интересно знать рыночную стоимость человеческого создания, которого, словно купленную корову, уводят за веревку с политической панели. Не знаю как вас, но меня озадачила та непринужденность, с которой самозванец-"и.о." жонглирует противоположными по своей статусной значимости понятиями "Чеченская Республика Ичкерия" в первом, и просто "Чеченская Республика" (без "Ичкерия"), во втором случае. Подписаться "исполняющим обязанности Председателя Парламента ЧРИ" - значит признавать существование такого государства как Чеченская Республика Ичкерия. Приветствовать "принятие Конституции Чеченской Республики" - значит стать предателем государства ЧРИ. Предатель и Председатель в одном лице. О таких самозваных "председателях" Джохар в свое время со свойственной ему лаконичностью заметил: "Любой сумасшедший может назвать себя хоть президентом, хоть японским императором". Но, увы, диагноз оказался не совсем точным: ведь мы имеем дело не с сумасшедшими, а с "раав-блудницами". Хотя, при зрелом размышлении приходишь к выводу, что низвести себя в столь ничтожное состояние может только душевнобольной человек.
Идрис Маигов,