Американских планировщиков удивляет сила иракских шиитов

Американских планировщиков удивляет сила иракских шиитов

Иракские шииты требуют для себя доминирующей роли в определении будущего Ирака, а представители администрации Буша говорят, что недооценили организационную силу шиитов и оказались недостаточно готовыми предотвратить создание в стране антиамериканского фундаменталистского правительства.

Мощь шиитов была продемонстрирована вчера, когда сотни тысяч людей совершили паломничество в священный город Кербелу - много лет эта акция находилась под запретом. Теперь американцы вынуждены искать союзников в борьбе за право заполнить вакуум власти, образовавшийся после свержения Саддама Хусейна.

На этой неделе американские официальные лица говорили о том, что, замышляя свергнуть правительство Хусейна, администрация не в полной мере оценила силу чаяний шиитов и теперь обеспокоена тем, что эти чувства могут привести к созданию фундаменталистского правительства. Некоторые представители администрации склонялись на сторону Ахмеда Чалаби, известного иракца, много лет жившего в изгнании, шиита и сторонника светского демократического государства. Другие сосредоточились главным образом на необходимости победы над Хусейном и уделяли мало внимания религиозной и политической динамике в регионе.

Дело осложняется тем, что у США фактически нет дипломатических отношений с Ираном, то есть американцам неизвестны цели и намерения правительства в Тегеране. Иранское правительство покровительствует Верховному совету исламской революции в Ираке - главной шиитской группировке страны.

Со времен иранской революции 1979 года важной стратегической целью США было сдерживание радикального шиитского фундаментализма. В 1980-х США поддерживали Хусейна как противовес Ирану. Но в этом году свержение Хусейна, который не одно десятилетие притеснял в Ираке шиитское большинство, стало для американской администрации гораздо более важной целью.

В докладах американской разведки, полученных на этой неделе высокопоставленными правительственными чиновниками, говорится, что шииты оказались организованными гораздо лучше, чем считалось. В понедельник совещание генералов и адмиралов в Пентагоне спонтанно превратилось в семинар по проблемам иракских шиитов и американской стратегии сдерживания исламского фундаментализма в Ираке.

Администрация рассчитывает, что война в Ираке приведет к созданию демократий в Ираке, Иране, Сирии, Ливане, Саудовской Аравии и на оккупированных Израилем территориях. Однако, по мнению некоторых чиновников, она может пробудить стремление установить исламское правление в регионе.

ЦРУ занимается обработкой шиитских духовных лидеров, но немногих и недолго. С помощью ЦРУ религиозных деятелей привозили в города и давали возможность создавать политическую базу.

"Мы хотим найти умеренных религиозных деятелей и обеспечить им возможность влиять на события", - заявил высокопоставленный представитель администрации.

Серьезная проблема заключается в том, что Хусейн казнил сотни шиитских религиозных деятелей и изгнал из страны еще тысячи, и теперь в стране мало шиитских светских и духовных лидеров национального значения.

Вскоре после падения Багдада в мечети Неджефа зарезали Абдула Маджида Хоеи, шиитского религиозного деятеля, жившего в Лондоне и сотрудничавшего с американскими спецслужбами. По-видимому, его убили сторонники молодого шиитского лидера, имеющие антиамериканские настроения. Они же окружили в Неджефе дом одного из основных шиитских лидеров страны аятоллы Али Систани и настаивали на том, чтобы он уехал из города, пока старейшины племен не уговорили их разойтись.

Американцы надеются, что в борьбе с фундаментализмом поможет создание в Ираке светской системы образования. До 1991 года иракская образовательная система считалась одной из лучших в регионе, но за годы действия санкций она пришла в упадок.

"Ислам наиболее радикален там, где нет никакого образования, только Коран, - заявил один из чиновников. - Нет математики, нет культуры. Для противостояния фундаментализму необходимо что-нибудь сделать с системой образования".

Шииты составляют в Ираке около 60 процентов населения, но в политической жизни долгое время доминировали сунниты, которых менее 20 процентов. Мусульмане-шииты, доля которых среди 1 млрд живущих в мире мусульман не превышает 15 процентов, создали свою религиозную группу в 632 году, вскоре после смерти основателя ислама Магомета.

Хотя в Иране и Ираке шииты составляют большинство, иракские шииты - это арабы, а не персы, и это позволяет американцам надеяться, что иракский национализм и традиционное сопротивление идее верховного шиитского правителя позволят держать персидский фундаментализм под контролем.

Некоторые эксперты считают, что в результате прекращения притеснений иракских шиитов религиозный центр начнет смещаться от Ирана. Гробницы двух почитаемых имамов, шиитских наследников Магомета, находятся в Неджефе и Кербеле.

По словам некоторых аналитиков разведки и американских специалистов по Ираку, они еще до войны предупреждали администрацию Буша об опасности свержения правительства Саддама в отсутствие достойной замены.

Но, как они утверждают, влияние Чалаби, особенно на высокопоставленных деятелей Пентагона, способствовало недооценке потенциальной опасности. "Они действительно считали его шиитским лидером, хотя он 45 лет не был в стране", - отметил один из них.

Американцы пытаются наладить отношения с важнейшей шиитской группировкой Ирака, Верховным советом исламской революции в Ираке (SCIRI), начав контакты около пяти лет назад в Кувейте. Высокопоставленный представитель SCIRI встречался с вице-президентом Чейни в августе, когда администрация собирала лидеров иракской оппозиции в Вашингтоне.

Но SCIRI с главным офисом в Тегеране, имеющий тесные связи с иранским правительством, бойкотировал первое совещание иракских политических и религиозных лидеров в Уре, организованное американцами для обсуждения политического будущего страны. Много лет "контактов было не так много, как хотелось бы", заявил представитель Госдепартамента.


Инопресса.ру

The Washington Post

© Kavkazcenter.com 2020