Багдад пал, Саддам — пропал. Таков итог американского блицкрига. Совсем не обещанного (перелистайте сводки американского командования: ничего такого, сверхбыстрого, не обещали!). И который, назло всем прогнозам всех Генштабов (российского, прежде всего), оказался-таки блицкригом. Кто же долги наши скорбные отдавать будет — Буш, что ли?
Самая большая загадка войны — куда исчезла колоссальная 432-тысячная иракская армия с ее 6,5 тысячами танков и БТРов, где ее 2,4 тысячи артстволов?! Где дивизии гвардейцев, готовых рвать глотку американцам до последнего: 70 тысяч гавриков?! Промаршировав на парадах, все это испарилось вмиг, словно пустынный мираж. А ведь еще буквально неделю назад казалось — блицкриг сорвался, американцы несут тяжелые потери и вязнут в затяжных боях, а уж в Багдаде их ждет та-а-кая кровавая мясорубка! — всенепременно захлебнутся в собственной крови — стрелять будет каждый дом, из-за каждого угла... И никого не смущало, что «ожесточенность» боев даже в Басре и близко не валялась, скажем, с реалиями хотя бы «новогоднего» штурма Грозного, который автор, что называется, прочувствовал на своей шкуре. Видел, как сражаются чеченцы на улицах Грозного не по телевизору, видел, как выбивают их из каждого дома практически не умеющие воевать солдаты-срочники — вот это была война, мало не покажется! А ведь у чеченцев не было 400-тысячной регулярной армии и тысяч танков!
Однако на блицкриг и сами американцы не рассчитывали, зная, что долбить Саддама коврово и многонедельно Буш им не даст. Посему, хоть политики и пыжились, вояки намекали, что, раз не дали недельки три побомбить, то хоть не гоните вскачь, поскольку полмиллиона арабских вояк требуют времени.
Формально ничего нового с военной точки зрения эта кампания не дала. С американцами иракцы воевали не более бездарно, чем с израильтянами — египтяне и сирийцы. Стандартные болячки арабских армий вытекают из сути их организации. Ведь главная задача арабской армии — не защита страны от иноземного вторжения (покажите мне хотя бы одну такую армию, которая хотя бы раз сделала это!). Нет, любая арабская армия — прежде всего личная гвардия султана, эмира, шейха, короля, «президента». Это машина чистой воды полицейская, никак не военная, невзирая на обилие танков и самолетов. Потому-то даже самая массовая арабская армия никогда не является (и не являлась) армией народной в подлинном смысле этого слова. По какому бы сценарию ни начинались ближневосточные войны, где арабским армиям противостояла армия нормального типа, финальный акт всегда выглядел одинаково: авиация уничтожена на земле (если вообще ее рискнули вывести из бетонных укрытий), система связи и управления войсками парализована, разведка несет в штабы полную лажу, штабы же спокойно и методично двигают по карте несуществующие дивизии, отдавая давно уже уничтоженным частям приказы на наступление, отсылая наверх, раису-«президенту», стопроцентно лживые сводки о потрясающих успехах — отбитых городах, тысячах пленных, сотнях сбитых самолетов и сотнях же захваченных танках противника; потрясенный столь выдающимися успехами раис отдает новые и новые приказы, окончательно губящие остатки боеспособных частей; при всем этом координация между родами войск и различными частями-соединениями отсутствует как класс, снабжение нарушено практически полностью, уцелевшие силы ПВО не в состоянии даже имитировать прикрытие своих войск и военно-экономических объектов...
Но самая потрясающая особенность арабских армий (всех) — удивительное неумение распорядиться на поле боя своим колоссальным перевесом в живой силе, артиллерии, бронетанковой технике. Утверждают, что 70 тысяч иракских бойцов противостояло 180 тысячам американцев. Откуда взялись эти 180 тысяч на поле боя?! Это численность ВСЕЙ коалиционной группировки, львиная доля которой — личный состав кораблей и тыловые части в Кувейте и Катаре! Реально же воевало от 80 до 100 тысяч «штыков». Которым, повторюсь, противостояло в общей сложности полмиллиона солдат регулярной армии и Республиканской гвардии. Реальное соотношение сил на поле боя было 1: 5 — в пользу иракцев!
Коалиция чудес не свершила, но, отдадим должное, разумно и профессионально распорядилась своим техническим превосходством. Насчет особой «точечности» ударов войск коалиции – разговор отдельный, но в целом - не было ни ковровых бомбардировок, ни сметания с лица земли городов и жилых кварталов, ни даже массированного огня на уничтожение по сосредоточению иракских войск. Основной удар пришелся по узлам связи и управления, командным пунктам, бункерам высшего руководства, «обкомам» БААС, по казармам Республиканской гвардии, по зенитным установкам, по позициям ракет СКАД. Клаузевиц был бы доволен: операция «Шок и трепет» должна была не уничтожить армию Саддама, а лишь сломить ее волю к сопротивлению.
Другая арабская болячка весьма симптоматична: никакой личной инициативы на поле боя, даже разумной. Только слепое следование приказам, причем при постоянном понукании сверху. При этом непросто не только заставить феллаха овладеть современной боевой техникой, но хотя бы изредка чистить штатное оружие. И вот тут потрясающая безотказность автомата Калашникова сыграла с арабами дурную шутку: а на хрена его чистить, если он и так стреляет, даже будучи вывалянным в грязи и песке? Танки, дабы их не слишком портили солдатики, большей частью томились в капонирах. Так спокойнее: и моторесурс сберегается, и чинить не надо. Так что маневры и учения в арабских армиях — вещь редкая и больше похожая на парад. Офицеры, конечно, чему-то и где-то учились и в теории тактику действий танковых подразделений знали. Но вот на практике, да еще и с упором не на простое передвижение по ровной местности (шоссе) с пальбой (даже не по мишеням — куда-то вдаль) — усомнюсь. А ведь сотня Т-72 , укрывающихся за домами на узких улочках Багдада, да при поддержке штурмовых групп — страшное дело могло быть.
Более подготовлены офицеры и расчеты артиллерии. Артиллерийский парк Ирака считался лучшим в арабском мире: довольно современные (прогресс в этой сфере вообще невелик) и хорошие артсистемы, одних установок залпового огня ГРАД — 200 штук. Можно себе представить единовременный их залп! Не представили? И правильно: ни одной попытки грамотно использовать свою артиллерию иракцы даже не предприняли. Не говоря уже о том, что иракская армия была просто нашпигована мобильными противотанковыми установками. Все эти ПТУРы не исчезли: их в умопомрачительных количествах американцы сейчас находят в схронах.
Еще больше изумления вызывает полное отсутствие на поле боя войск инженерных. Если точнее, полная инженерно-фортификационная импотенция иракского генералитета. Ведь ни о какой внезапности и речи быть не могло, к войне готовились с ранней осени прошлого года, даже примерная дата атаки была известна задолго. Так проведи фортификационную подготовку поля предстоящей схватки, обеспечь ее в инженерно-саперном отношении! Поставь минно-взрывные заграждения, сооруди в Багдаде и окрестностях (поскольку ясно было, что американцы пойдут на столицу) нормальные укрепрайоны, оборонительные узлы, подготовь к действиям в условиях уличных боев штурмовые группы, обучи их, включи в их состав саперов-подрывников (ничего же тут нет нового, так было в Сталинграде, Берлине, Грозном). Оборудуй массу запасных и ложных позиций. Нашпигуй все и вся минами и фугасами, в том числе управляемыми. И ложными макетами — пусть американские саперы помучаются, отличая подлинные мины от липовых: любая временная задержка была бы иракцам только на руку. Даже дороги и мосты остались в целости и сохранности. Вот американские танки двигаются по прекрасному шоссе, если вообще не по хайвею! Что это значит? А не вывели из строя, хотя трасса Басра-Багдад — одна-единственная, а по пустыне и самые классные танки долгого марша не совершат, выйдет из строя ходовая часть, забьет песком и пылью воздухозаборные фильтры! Даже египтяне и сирийцы тут хоть что-то делали, заполоняя минными полями, рвами, колючей проволкой все, что можно. Об оборонительных сооружениях собственно Багдада без смеха и не скажешь: мешки с песком, непонятно где и зачем возведенные, возле которых гордо маршируют многочисленные автоматчики. Подготовить город к обороне —дело не более чем недельное. А нефтепромыслы? Если это война народная и отечественная, на своей земле и с оккупантами, так чего их жалеть, промыслы — взорвать, к чертовой матери! Даешь тактику выжженной земли, чтобы горела она под ногами врага. Даст Аллах, восстановим: под нефть кредиты на восстановление дали бы. А и нет, все одно: надо же и хлопнуть дверью. Что мы видим? Все нефтяные поля со всеми сооружениями целехонькими попадают в руки противника.
Но печальнее всего то, что все это мощным рикошетом бьет по высоколобым стратегам Генштаба уже российского! Ведь, как ни крути, это поражение не только иракской военной машины, но и отечественной военной мысли и организации. Ведь иракская армия — во многих отношениях упрощенная калька армии советской, ее, так сказать, арабская вариация. Советское вооружение, советские доктринальные установки, структура, принципы организации и взаимодействия войск, управления ими, методы подготовки личного состава... Не говоря уж о том, что вплоть до 1991 года немалая часть офицерского корпуса проходила подготовку в советских училищах или воспитана советскими инструкторами-советниками. И о том, что наш генералитет подпитывал своей мудростью иракский вплоть до падения Багдада. Негласно, конечно. В общем, мини-модель нашей армии столкнулась в открытом бою с экспедиционным вариантом армии американской. Итог известен. Это ведь уже тенденция: 1967-й, 1973-й, 1982-й, 1991-й...
За идею посылки отрядов кораблей ВМФ в Аравийское море надо поощрять отдельно. Как говорят наши источники, на полном серьезе думали высадить десант ченоморских и тихоокеанских морпехов в Умм Касре — с целью якобы наблюдения, а на самом деле для захвата нефтяных терминалов. Этакий военно-морской ремейк на тему броска в Приштину 1999-го! Чтобы потом на руинах Ирака с завоевателями делиться и торговаться. Народ народом, а помародерничать под видом «учений»— святое дело. Кто позволил бы нашим кораблям даже приблизиться к фарватеру, войти в порт? И какой нормальный американский или британский адмирал стал бы спокойно смотреть, как у него краску на баке русские отирают, под задницей их субмарины булькают, а все это вместе взятое «наблюдает»? В довоенных планах так и значится: один отряд прибывает в конце апреля, второй — в начале мая. Стратеги наши всерьез полагали, что уж до середины мая Багдад продержится!
А какой удар нанесен нашим экспортерам оружия: кто ж теперь будет брать наше, если оно в Ираке себя показало никак?! Конечно, профессионалы прекрасно понимают, что и воевал Ирак не российским, а советским оружием, и что было оно в руках неумех. Но ведь рынок есть рынок, а конкуренция на оружейном — запредельна. И тут все средства хороши, поскольку один из главных козырей, помимо дешевизны и собственно качества, — надежность и репутация. Все козыри теперь у американцев: победителя не судят — у него покупают оружие и учатся воевать...
«КОНСЕРВАТОР»
www.egk.ru