В статье Филиппа де Сен-Робера под заголовком «США: взгляд на себя», опубликованной в номере Le Figaro за 16 апреля, в частности, отмечается: «Платон был другом Аристотеля в тот самый момент, когда у них были разногласия по вопросу о природе Добра. Так и мы хотели бы, не ссорясь с Америкой, заявить о глубоких разногласиях с ней по поводу нашего понимания сил Добра и Зла, тем более, что от имени этих сил нас хотят вовлечь в пучину войн. Давайте вернемся к реализму.
Желание американцев удалить Европу из мировой игры бесспорно, и имитация роли европейской дипломатии, которую как бы случайно доверено осуществлять бывшему генеральному секретарю НАТО (имеется в виду верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики Хавьер Солана - прим. пер.), призвана подчинить контролю США все то, что остается от внешней политики стран Европы. Как только разразился большой кризис, эта утопия стала рушиться ввиду высокомерия американской политики, которая стала откровенно навязывать свои правила игры другим.
«Доктрина Монро» (В 1823 г. в послании к конгрессу президент США Монро провозгласил доктрину, ставшую орудием давления США на страны Западного полушария - прим. пер.) с претензией на «духовное управление планетой», которую в ходе президентской кампании 1968 года недвусмысленно поддержал сенатор Роберт Кеннеди, привела к нынешней паранойе Джорджа Буша и дюжины его соратников. Вот почему США и мысли не могут допустить, что какая-то европейская страна может существовать, не выполняя роли вассала в их имперской утопии? Американцы не переваривали генерала де Голля, опасались Франсуа Миттерана (президент Франции в 1981-1995 гг.-прим. пер.) по причине вхождения нескольких коммунистов в правительство.
Франкофобия американцев, как франкофобия англичан - это напрасная и смешная претензия, которая, впрочем, является очевидным доказательством нашего поражения. Можно было бы углубиться далеко в историю, но давайте остановимся на прошедшем десятилетии: в феврале 1997 года газета New York Times заявила о том, что «Франция потерпела крах»; 20 октября 2002 года американский ученый Эзра Салейман заявил журналу Figaro Magazine, что «Франция должна прекратить верить в иллюзию своего величия». Эта формулировка является одним из наиболее распространенных за океаном клише антифранцузской мысли.
Со времени второй мировой войны именно Америка отдалялась от старой Европы, ее культуры, ее цивилизации и ее языков, замкнувшись в своем узком пространстве и выдвигая претензию на нравоучения. Но прежде чем в очередной раз погрузить Ближний Восток в огонь и кровь, Белый дом должен был бы вспомнить недавнее прошлое, вызвавшее в США глубокий духовный кризис. В апреле 1966 года сенатор Фулбрайт мужественно предупреждал своих сограждан, что «война во Вьетнаме парализует американское общество» и призывал их не забывать об уроках поражения наполеоновской Франции и нацистской Германии. В декабре 1966 года другой сенатор Джозеф Кларк осудил растущее влияние ЦРУ, ФБР и военно-промышленного комплекса на американское общество. К этим трем группам давления следовало бы добавить и нефтяное лобби, которое так много печется о судьбе «демократии».
Существует тезис, согласно которому американская агрессивность является не признаком силы, а попыткой разрешить глубокий внутренний кризис путем внешнеполитических авантюр. Это уход от морального кризиса общества, где функционирование экономики составляет доктринерскую основу гражданской морали. В своей книге «После империи» французский политолог Эммануэль Тодд поддерживает этот тезис «разложения американской системы». В этой книге, написанной до иракской войны, автор аргументирует существование подлинного «конфликта цивилизаций» между Европой и США. По его мнению, «конфликт между Францией и США является неявным, в то время как наблюдается явное столкновение американской и немецкой концепций». Он продолжает: «Французы, в памяти которых еще свежи времена генерала де Голля, до недавнего времени верили в свою полную независимость. Однако им трудно представить Германию в роли страны, которая будет бунтовать, апеллируя к своим национальным ценностям».
И вопреки тому, что нам пытаются внушить иллюзии глобализации и утопия бюрократического либерализма и, в частности, разворачивающееся «европейское строительство», нам следует согласиться с выводом Эмманюэля Тодда о том, что идеи «универсализма повсюду отступают». То есть то, что мы с семантической легкостью называем кризисом самобытности, в действительности является кризисом универсализма".
* Филипп де Сен-Робер - известный французскйи писатель, автор ряда известных книг, в числе которых - "Новая война против единомыслия" (2001 г.), "Де Голль и его соратники" (1999 г.) и др.
ИноСМИ
Le Figaro