Николая Храмов, председатель Координационного комитета российских радикалов и член Генерального Совета Транснациональной Радикальной Партии выступил со специальным заявлением в связи с решением ПАСЕ о необходимости образования Международного Трибунала по Чечне.
«Десять с лишним лет назад Милошевич и его подручные тоже отвергали идею трибунала, а ее сторонники считали ее нравственно оправданной, но абсолютно нереалистичной», - говорит в своем заявлении Храмов.
«Принятая 2 апреля резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в которой - впервые на таком уровне! - ставится задача учреждения специального международного трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечности в Чечне, является, вне всяких сомнений, событием огромного значения, которое необходимо приветствовать самым решительным образом.
Необходимость такого трибунала отнюдь не отменяет факт существования Международного Уголовного Суда, юрисдикция которого распространяется только на страны, ратифицировавшие его Статут (что Россия до сих пор не сделала) и только на преступления, совершенные после такой ратификации. Специальный трибунал по Чечне, следовательно, призван был бы судить все военные преступления, совершенные в Чечне не только в будущем, но и в прошлом, вне зависимости от того, кто их совершил: российские военнослужащие, солдаты чеченской армии, члены охранных отрядов экс-муфтия Кадырова или никому не подчиняющиеся бандиты.
Разумеется, учреждение трибунала по Чечне Советом Безопасности ООН, как это было с трибуналами по бывшей Югославии и по Руанде, крайне маловероятно из-за того, что Россия обладает в СБ правом вето. Созданный под эгидой Совета Европы, такой трибунал не получил бы со стороны России Путина признания своей юрисдикции. Все это верно. Однако верно и то, что Югославия Милошевича также не признавала юрисдикции МТБЮ и отвергала саму идею создания такого трибунала. Если такой трибунал будет создан под эгидой Совета Европы и его юрисдикция будет признаваться государствами Европы и США, то это уже будет означать колоссальные по своей важности последствия: обвиненные этим трибуналом в военных преступлениях деятели никогда не смогут выехать под угрозой ареста из России кроме как в "островки безопасности" типа Китая, Северной Кореи и Кубы.