Татарский вопрос

Татарский вопрос

Кремлевские пропагандисты любят периодически указывать на Татарстан в качестве примера «мусульманского оазиса спокойствия» на территории России. Западные наблюдатели называют Татарстан российской «полуавтономией исповедующей либеральную ветвь ислама», который западные журналисты назвали «евро-исламом». В отличие от фундаментального направления Ислама характерного для Кавказа и частично Средней Азии, «евро-ислам», по мнению западных наблюдателей, «проповедует демократию, терпимость и принятие светских норм жизни».

Однако и в лояльном Татарстане не все так гладко и спокойно, как кажется на первый взгляд. Западные комментаторы уже сегодня указывают на подсудный протестный потенциал, который накапливается в этой республике с мусульманским населением.

Так американская газета «Крисчен сайенс монитор» в одном из своих последних выпусков пишет о трениях между республикой Татарстан и Москвой на религиозной почве.

«Нынешние трения возникли, казалось бы, из-за мелочи, - пишет газета. - Речь идет о вековой мусульманской традиции, на которую покушается Москва. Она требует, чтобы при смене паспортов все граждане -- в том числе мусульманские женщины -- представляли свои фотоснимки с непокрытыми головами, то есть без традиционного шарфа, покрывающего волосы, уши и шею. Даже умеренные мусульманки не могут согласиться с этим, так как законы шариата требуют, чтобы одежда скрывала все тело женщины, за исключением лица и рук. Снять с головы шарф в присутствии мужчин считается страшным грехом».

Впрочем, как отмечает газета, за этими трениями по «мелкому» поводу скрывается более широкое недовольство политикой Москвы, которое, по мнению многих мусульман, дискриминирует их за религиозные убеждения. Иногда напряженные отношения выплескиваются в насильственные действия, как это было прошлым летом в Набережных Челнах, где группа обозленных женщин ворвалась на строительную площадку православной церкви и разнесла начатую постройку - по их мнению, незаконную.

«Особые предпочтения, которые Кремль отдает православной церкви, возмущают многих мусульман, - говорится в репортаже американской газеты. - «Путину не следует выставлять на показ свое православие. У нас светское государство, но оно склоняется к православному большинству. К разным вероисповедованиям государство должно относиться одинаково», - говорят жители Татарстана.

Особенно серьезные проблемы возникают в армии, где, как сообщают правозащитные организации, татарские новобранцы часто подвергаются оскорблениям на религиозной почве. Их заставляют есть свинину, хотя это запрещено исламом. В воинских частях есть православные священники, но не муллы, и новобранцам не дают времени для ежедневных молитв, как этого требует их религия. «К тому же многие татары предпочитают дезертировать из армии, чтобы не воевать против своих братьев по вере в Чечне», - пишет газета «Крисчен сайенс монитор».

Подобная политика Москвы уже дает свои результаты. Некоторое число татар воевало в Афганистане на стороне «Талибана». В числе захваченных там в плен моджахедов, содержащихся в лагере Гуантанамо на Кубе есть и татары.

В самом Татарстане действуют исламские школы, многие из которых были закрыты после событий 11 сентября. Однако значительная часть их продолжает функционировать, в том числе и подпольно. Люди стараются получить хотя бы азы исламского образования и развить в себе исламское мировоззрение, что бы хоть как-то противостоять всеобщей русификации. Москва видит и чувствует эти устремления и принимает превентивные меры. Так решением госдумы РФ, Татарстан был лишен возможности вернуть себе латинскую письменность. В Москве в полнее обоснованно посчитали, что процесс возвращения латиницы может пойти дальше – и татары захотят вернуть свою первоначальную арабскую письменность, на которой в архивах и в частных коллекциях хранятся тысячи томов научных трудов и книг национальной литературы.

Мустафа Гайнутдинов,

для «Кавказ-Центра»