Полоумные безумцы Бога

Полоумные безумцы Бога

Гуру Джорджа Буша видят в США универсальную и «дружелюбную империю», опирающуюся на веру и силу. Это логика мышления полоумных безумцев. Кто стоит за Джорджем Бушем? Нефтяное лобби? Банкиры? Генералы? Торговцы оружием?» - на эти вопросы пытается ответить известный французский историк и публицист Жак Жюйар, комментарий которого опубликован в еженедельнике Le Nouvel Observateur. По мнению автора, сегодня в США у власти находятся так называемые «идеалисты-сторонники однополярности». «В своем решительном стиле эти идеалисты хотят навязать миру принципы Вильсона, используя методы Рузвельта, то есть сочетать демократию с «большой дубинкой», - подчеркивает Жак Жюйар.

В комментарии Жака Жюйара под заголовком «Полоумные безумцы Бога», опубликованном в номере Le Nouvel Observateur за 27 марта (n¦2003), в частности, отмечается: «Возможно, в Америке появились идеологи, о которых мало что знают европейцы. В течение длительного периода эти идеологи не принимались всерьез из-за радикализма их тезисов, и после завершения «холодной войны» они излагали свои взгляды в своих университетах и журналах. Но вот два года назад они вышли на авансцену.

В течение десятилетий в США продолжается полемика о том, какой должна быть внешняя политика. В дебатах геостратегического характера имеют место два параметра. Первый параметр - это реализм и идеализм, символом которых являются противоречивые фигуры президентов США Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона. Первый был президентом с 1901 по 1908 гг. и являлся сторонником мирового порядка по американской модели. Согласно его концепции, США оставляют за собой право устанавливать в западном мире порядок при помощи "большой дубинки". Второй являлся президентом с 1912 по 1920 гг. и, в отличие от Рузвельта, был сторонником права наций на самоопределение и защитником Лиги Наций.

Второй параметр противопоставляет многополярность однополярности. Последняя заключается в том, что США должны действовать, исходя лишь из своих чисто национальных интересов. Многополярность, напротив, предусматривает, что США осуществляют свою внешнюю политику, советуясь с другими странами, но при этом, естественно, играют роль лидера. Теперь соедините эти два параметра, и вы получите четыре различные дипломатические и стратегические школы.

Первая школа - это реалисты-сторонники однополярности. Они без смущения произносят высокопарные фразы и полагают, что дела США пойдут лучше, если они поменьше будут вмешиваться в мировые дела. Именно их называют изоляционистами и сторонниками ограниченной до минимума внешней политики. Они являются крайне-правой силой, лидером которой является Пэт Бьюкенен. Сегодня их не очень принимают во внимание, но нельзя забывать того, что именно из-за них (в марте 1920 года) Сенат США отказался одобрить Версальский договор и проголосовал против присоединения страны к Лиге Наций.

Вторая школа - идеалисты-сторонники многополярности, которых иногда называют иногда «вильсонцами», имея в виду президента Вильсона. Они являются сторонниками демократии и выступают за принятие решений путем переговоров и согласований. Можно сказать, что Джимми Картер и в значительной степени Билл Клинтон принадлежали к этому течению.

Третья школа - реалисты-сторонники многополярности. Они, прежде всего, являются прагматиками и мало заботятся о больших принципах, но при этом они убеждены, что США должны сыграть свою ведущую роль в мире. Это течение олицетворял госсекретарь президента Никсона Генри Киссинджер.

Четвертая школа - идеалисты-сторонники однополярности. Именно они сегодня держат бразды правления в Вашингтоне. В своем решительном стиле эти идеалисты хотят навязать миру принципы Вильсона, используя методы Рузвельта, то есть сочетать демократию с «большой дубинкой». Это течение можно также назвать pax americana, то есть американской гегемонией. Неоконсерваторы Пол Вульфовиц, Ричард Перл, Роберт Каган, Уильям Кристол убеждены, право Америки основано на силе и видят в США «дружелюбную империю» (выражение Кагана). Почему же сторонники этой теории получили поддержку Буша? Одна из причин - теракты 11 сентября. К этому следует добавить незаинтересованность европейцев в решении мировых проблем и вопросы обороны.

Роберт Каган прав, когда упрекает нас в том, что мы пользуемся "бесплатной безопасностью», становясь вассалами США. У независимости есть цена. Завтра уже не будет достаточно аплодировать благородной позиции Жака Ширака, а надо будет действовать. Заслуга неоконсерваторов также в том, что они информируют нас о неустойчивости союзов, сложившихся в мире после «холодной войны». «Именно миссии определяют коалиции, а не коалиции определяют миссии», - заявляет Пол Вульфовиц. Новая европейская и атлантическая география, возникшая ввиду кризиса ООН, является тому доказательством. Кто, например, мог бы еще полгода назад представить, что возникнет ось Париж-Берлин-Москва? Возможно, Буш проиграет на следующих президентских выборах, и неоконсерваторы покинут сцену. А пока давайте хорошо подумаем, каково их воздействие на западный мир».

Жак Жюйар - известный французский историк и публицист, с 1978 работает в Парижском центре социальных наук, является постоянным автором еженедельника Le Nouvel Observateur. Жюйар - автор около 20 книг, среди которых «За Боснию», «Гений свободы» и другие.

 

ИноСМИ

Le Nouvel Observateur

© Kavkazcenter.com 2020