«Вэники и тазики..!»

«Вэники и тазики..!»

Поправка Джексона-Вэника, увязывавшая торгово-экономическое сотрудничество США и СССР с проблемой эмиграции евреев из Советского Союза, была принята конгрессом США в 1974 году. Все постсоветское время Москва последовательно выступала за скорейшую отмену Вашингтоном этого документа, считая его реликтом холодной войны.

В последние годы американский истеблишмент не раз вытаскивал на свет поправку Джексона-Вэника, стоило только зайти речи о том, что надо Россию чем-то задобрить или, наоборот, - приструнить. Сейчас пресловутая поправка, служащая соблазнительным инструментом, вновь востребована, и легко заметить, что происходит это на фоне попыток Вашингтона заручиться поддержкой Москвы на предстоящем голосовании в Совете Безопасности ООН по предложенному США и Великобританией новому проекту резолюции по Ираку.

Однако для России, экономика которой и так уже дышит на ладан, пользы от поправки Джексона-Вэника 30-летней давности, что мертвому припарка. Давно находится под большим вопросом мнение - является ли она таким уж действенным рычагом влияния?

Понятно, что Вашингтон пытается добиться того, чтобы три постоянных члена СБ ООН – Россия, Франция и Китай, плюс Германия и Сирия, которые также выступают против предлагаемого американцами нового проекта резолюции, хотя бы воздержались на момент голосования, а оставшиеся десять членов, включая США, его поддержали. Тем не менее, этот вариант спасения единства в СБ ООН пока не может быть реализован, и вот почему.

Сегодня США не удается уговорить поддержать резолюцию даже такие зависимые от них государства, как Мексика и Пакистан.

«Когда придет время голосовать, - заявил премьер-министр Пакистана Мир Зафарулла Хан Джамали, - Для нас будет чрезвычайно трудно поддержать войну». Министр иностранных дел Мексики Луис Эрнесто Дербезтак же присоединился к мнению пакистанцев: «Наша позиция вполне ясна. Мы против начала войны».

Кроме Мексики и Пакистана, к лагерю неприсоединившихся относятся Чили, Ангола, Гвинея и Камерун. Отношение этих стран к резолюции, предлагаемой хозяином Уайт хаус, раздражает Вашингтон, но для российско-германо-французской «оппозиции» оно является очень важным, так как «оппозиционеры» сильно заинтересованы в том, чтобы не только голоса их дипломатов нарушили военные планы Джорджа Буша.

Лидеры Франции и Германии придумали еще один способ склонить членов СБ ООН в пользу своего варианта решения иракского вопроса. Жак Ширак и Герхард Шредер заявили, что лично будут принимать участие в голосовании по американской резолюции. Это был сигнал Путину для принятия соответствующего решения. Но решится ли Путин лично накладывать вето на резолюцию Буша, когда обретенный им заокеанский друг прилагает все усилия для того, чтобы склонить на свою сторону  товарища по «антитеррористическому» оружию, и приманить торжественными посулами «Вэников и тазиков»?

Если Париж и Берлин, ведущие честную и открытую политику по отношению к иракской проблеме, демонстративно идут на обострение отношения с Вашингтоном, то Москва не может и не хочет совершать такие демарши. Сегодня все более очевидно, что Путин, благодаря своей непоследовательной политике, попал в весьма щекотливую и конфузливую ситуацию, зависнув между Америкой и Европой. И теперь официальные представители дипломатических ведомств России вынуждены выкручиваться, и прилагают максимальные усилия, пытаясь выгородить своего наломавшего дров президента.

В виду своего неприглядного положения им приходится делать вот такие вот тавтологические заявления: «Французская инициатива проведения заседания Совета Безопасности ООН на высшем уровне изучается в Москве самым внимательным образом. Она, естественно, требует серьезного изучения и проработки, а также соответствующих предпосылок».

Осторожность российских дипломатов вполне понятна. Они прекрасно осознают, в какое дерьмо вляпались, и вряд ли им удастся от него отмыться. Тут не помогут даже американские «Вэники и тазики». Для европейцев уже очевидна двурушничество Москвы.

В то время как Путин вынужден конфузливо воздерживаться от частого упоминания о праве на вето, и не упускает любого удобного случая напомнить о партнерских отношениях с США, Ширак и Шредер, напротив,  открыто объявляют Штатам ультиматум. Например, в интервью французскому телевидению Ширак сказал следующее:

«Чтобы ни случилось, Франция проголосует против войны».

Он не остановился на этом и обвинил американского президента Буша в том, в чем его уже давно обвиняют мусульмане - в развязывании глобального противостояния с исламским миром и продолжил:

«Главными виновниками в этой войне станут те, которые добиваются столкновения между цивилизациями, культурами и религиями».

Российский президент не может позволить себе такую прямоту, иначе непременно всплывет сакраментальный вопрос: «Ху из мистер Путин?», на который американские спецслужбы давно имеют ответ, а также может подвергнуться кардинальному пересмотру подоплека войны, развязанная путинской бандой против суверенного Чеченского государства. Намеки и угрозы со стороны Вашингтона уже есть. Так в среду посол США в РФ Вершбоу откровенно заявил, что США порвут отношения с Россией, если последняя не поддержит США в иракском вопросе.

А. Сардали. Союз Кавказских Журналистов.

Специально для «Кавказ-Центра»