Депутат парламента ЧРИ А.Идигов, председатель Комитета по внешним связям Парламента ЧРИ, на радио «Свобода», о «референдуме» и процессе урегулирования российско-чеченских отношений.
Интересен господин Бабицкий, с мнением которого по предстоящему референдуму в Чечении, я полностью согласен. Андрей похоже пытается выступить в роли эксперта по решению чечено - российской проблемы, опираясь на ему одному известной теорию состояния чеченского общества, он не ко времени, думаю, касается проблемы виновности чеченцев и президентов Чечении в развязывании войны, не зная, видимо, что тем самым дает хороший шанс для оправдания тем, кто выступает за войну, и тем, кто продолжает убивать невинных жителей Чечении. Уважая Андрея, за его все прошлое по освещению войны в Чечении, хочу пожелать ему не меняться и оставаться принципиальным до конца.
Я не могу согласиться с поверхностным суждением людей, как выясняется, не знающих всего, что происходило в Чечении "во времена Дудаева и Масхадова", как высказался Бабицкий. У чеченского народа есть свои обычаи - адаты, которые почитаются и сегодня в той мере, насколько они применимы в современных условиях общежития. Такие адаты из прошлого есть почти у всех народов, через это формировались нации, через это проходило их духовное становление. Излишни частые ссылки на данную тему схоже с попытками представить миру чеченское общество слишком архаичным. Чеченцы живут в современном понимании мира и это хорошо известный факт.
Однако, следовало бы сказать о том, что у чеченского народа есть современная Конституция Чеченской Республики Ичкерия, принятая 12 марта 1992 года, и она, несмотря на все коллизии и войны, сегодня сохранена . Этот факт - одна из наибольших побед нашего народа против российской агрессии. И нет того кризиса нормотворчества, о котором говорит Андрей Бабицкий, если не иметь ввиду военное положение, объявленное Парламентом Чеченской Республики Ичкерия с 1999 года, в связи агрессией. С 1994 года Россия развязала войну против чеченского народа из-за того, что наш народ осмелился принять свою Конституцию суверенного и независимого демократического правового государства. И будущий референдум 23.03.2003 года направлен Россией именно против Конституции Чеченской Республики Ичкерия, в которой содержится текст волеизъявления чеченского народа. Прошли выборы власти в Чечении на основе нашей конституции 27 января 1997 года. Чеченский народ верен своей конституции, и продолжающееся сопротивление под знаменами Чеченской Республики Ичкерия - тому подтверждение. К слову сказать, в мире не много государств, которым выпали столь жестокие испытания при становлении, как чеченскому государству.
Разговоры о том, что Чечения является составной частью России, мягко говоря, несколько запоздалы. Чеченцы имеют право на свое самоопределение, как и русские, и другие народы мира. В составе России чеченцы не были защищены законом, а напротив, стали объектом постоянного преследования со стороны власти. И если говорить о поиске мира, на мой взгляд, нельзя идти к этому, опираясь на столь удручающие рассуждения А. Бабицкого. К решению проблемы взаимоотношений надо подходить с позиции желания установления справедливого мира и желания оказать помощь в послевоенном восстановлении, ведь такой мировой опыт существует.
Чеченцы знают, что российская власть остается враждебной к ним, и известно какое пренебрежительное отношение у власти России и к другим народам империи. К примеру, главе комитета иностранных дел российской Думы Рагозину Д. принадлежит проговариваемое им в Страсбурге изречение: " Наши азиаты ", цитируемое с неодобрением в кругу европейских политиков. На пресс-конференции в Европе, на критиков, выступивших против убийства мирных людей в Чечении российскими военными, вылился непонятный гнев российского президента с его предложением сделать им взамен их критики обрезание. Добавим сюда слова "Мочить в сортире". И все это лишь видимая вершина огромного айсберга безнравственности. С этой психологией российская власть легко навязала войну Чечении в 1994 году. "Такими были и другие империи", - скажет кто-то. Согласен отчасти. В России же низменные инстинкты возведены в ранг государственной деспотии, подобное не найти ни в прошлом, ни сегодня в западных странах.
Сегодня для прекращения войны и установления мира необходимо желание с российской стороны, чеченская сторона никогда от этого не отказывалась. Что делал Кремль все это время? Ход событий с 1991 года наглядно демонстрирует, что Россия все это время отвергала мир, и вела войну. Нам известно, к чему это привело. Говорить о причинах здесь не стоит, это другая тема. Сегодня позиция России все еще неизменна, она не в поиске мира. Значит ли это, что Россия заинтересована в продолжении войны ? Не думаю, что Кремлю и теперь нужна война. Власть России получила то, чего она стремилась получить в ходе этой войны - вновь русский народ отвлечен от его насущных проблем, и сохранен за Путиным пост президента страны. Теперь война в Чечении не может служить интересам Кремля, напротив, все больше недовольства в связи ее продолжением. Поэтому агрессоры желают быстрее добиться политической победы над чеченским народом. Москва желала бы избавиться от все более нарастающего массового партизанского сопротивления чеченцев против оккупации территории Чечении. Фарс предполагаемого на 23 марта 2003 года референдума есть доказательство всему этому. Попытка принудить чеченцев на добровольное рабство обречена на провал и бьет мимо цели. Чеченцы хорошо понимают, что все предпринимаемые Москвой шаги, не направлены на поиск справедливого решения вопросов взаимоотношения между чеченцами и русскими. И во всем мире хорошо знают, что планируемый Россией референдум в Чечении - это беззаконие в российском стиле. Чеченцы по своей психологии - борцы за справедливость, поэтому перед Кремлем стоит неразрешимая задача. Признать свои ошибки в Москве власти не могут, в силу своей ментальности. Неспособность России самостоятельно предпринять мирные шаги по урегулированию взаимоотношений с Чеченией указывает на морально- нравственный кризис власти в Кремле, вылившийся из унаследованного ею издревле, продолжающегося и сегодня, однообразия внутренней политики.
Сейчас, как и раньше, самое время призвать на помощь Запад? Прежде всего, потому, что Запад был и остается невидимым участником происходящего в Чечении. Это хорошо видно по решениям, принимаемым в Европе и в США по чеченскому вопросу. Примечательно, что Запад в 2000 году разрабатывал "Пакт Стабильности Кавказа", согласно чему планировалась прокачка всевозможных энергоресурсов из каспийского бассейна. Условия установления мира в российско - чеченских отношениях в пакте не упоминались. Русским властям тогда было позволено без особой на то критики со стороны Запада тешиться войной в Чечении, взамен их согласия не препятствовать транспортировке энергоресурсов. В новых условиях, после 11 сентября 2001 года, позиция Запада все еще не претерпела изменений к России и к ее войне в Чечении, в связи с афганскими и иракскими событиями в мире.
На этом уровне, здесь именно находится один из важных ключей к решению проблемы взаимоотношений между Чеченией и Россией. Это убеждает нас в том, что без влияния Запада, вероятно, нам не обойтись.
Поэтому ситуация требует постановки вопроса решения двусторонних отношений между Чеченией и Россией при посредничестве Запада, что будет сильным ходом, как кажется, и может быть приемлемо для всего чеченского народа, как основа для будущего мира. Отказ от этого направления можно рассматривать как противодействие миру. На мой взгляд, Россия сама должна призвать Запад для помощи, ведь российская дипломатия и миротворческие войска привлекаются Западом в свои пенаты в подобных военных ситуациях. Иные направления поиска мира с 1991года до сегодняшнего дня не дали результата, авторы которых хорошо известны со своими единомышленниками. Фактически все их идеи прикрывали линию продолжение войны. Это выгодно тем, кто на чеченской проблеме желает накопить себе политический багаж, не считая, конечно, тех, кто искренне заблуждается.
Чеченцы оказались в ситуации, когда им навязали войну и при этом их же обвинили в ее развязывании. Этому несправедливому ходу событий нужно положить конец. В мире должны понять, что чем быстрее это произойдет, тем меньше страданий будет на нашей Земле.
Радио Свобода