Есть ли у Путина власть в стране, если даже в Петербурге он лишен всякого влияния?

Есть ли у Путина власть в стране, если даже в Петербурге он лишен всякого влияния?
Вчера в Агентстве Русской Информации был опубликован материал, в котором, в частности, рассматривалось последнее интервью Б.Березовского интернет-изданию «Утро.Ру». Опальный «олигарх» подробно распространялся в нем о действующем президенте, приходу к власти которого он во многом способствовал, перечислял его промахи и поражения, анализировал нынешние позиции Путина и даже пообещал новую кандидатуру на пост главы государства. Впрочем, это обещание не является новым, и журналисты, зная способности Бориса Абрамовича, охотно верят и даже начинают выдвигать собственные предположения. Можно по-разному относиться к планам Березовского и к нему лично, но следует согласиться с ним в том, что нынешняя власть в России (в том числе и президентская власть), чрезвычайно слаба. Авторитарный стиль правления, за который упрекают Путина, в действительности - признак слабости, а не силы, ведь высшая государственная воля проявляется прежде всего в эффектиной политике на благо страны и нации, а не в возможности руководителя по своей прихоти кого-то снять или что-то закрыть, ликвидировать.

Впрочем, как оказывается, даже здесь президентская власть не всесильна. Более того, отдельные случаи говорят даже об обратном - об ограниченности влияния Путина на определенные круги. Кое-что по этому поводу заметил и Березовский в своем интервью: «Как ни странно, но регионы, несмотря ни на что, при Путине ослабли меньше, чем центр, хотя на поверхности всё выглядит ровно наоборот: вертикаль власти и прочее. Но мы же видим, что вся эта вертикаль - на глиняных ногах, а представители президента в округах как политики на жизнь страны никак не влияют».

Курьезность описанной ситуации состоит в том, что президент лишен влияния не только в каких-то отдаленных регионах страны вроде Камчатки и Чукотки, но и на своей родине - в Санкт-Петербурге, который и словом «регион» (в современной России синоним «провинции») не поворачивается язык назвать. Да, Владимир Владимирович усердно возвращает Питеру столичный статус, возит сюда всех высоких иностранных гостей, строит роскошную резиденцию в пригородной Стрельне, но тем не менее он никак не может повлиять ни на внутригородские дела, ни на местную власть.

Как известно, губернатором Санкт-Петербурга является В.А.Яковлев, с которым Владимиру Владимировичу довелось работать в местной администрации в бытность А.Собчака. Но если нынешний президент, как считается, до конца остался лучшим другом знаменитого перестроечного мэра, то Яковлев со своим прямым начальником в свое время поступил не самым лучшим образом. Все питерцы хорошо помнят ту знаменитую весеннюю предвыборную кампанию 1996 года, когда борьба за пост губернатора между Собчаком и его заместителем Яковлевым велась не на жизнь, а насмерть. В ход тогда шли любые грязные методы, предвыборные штабы работали на износ. Сил и средств оказалось больше у Владимира Анатольевича, и он победил с небольшим отрывом.

Но на этом борьба не закончилась. Вскоре Собчак понял, что он не просто проиграл на выборах. Он потерял все. Против бывшего мэра было возбуждено уголовное дело, и он, спасаясь от следователей, оказался в эмиграции в Париже.

Владимир Владимирович также оказался не у дел после смены команды городской администрации, правда, как известно, на его карьере это отразилось благоприятным образом. Назначение Путина и.о. президента опальный Собчак воспринял с большой надежды, но ей не суждено было сбыться. Экс-мэр не дожил до избрания своего друга.

Учитывая все эти обстоятельства, не сложно догадаться, как относится нынешний президент России к губернатору Санкт-Петербурга. Скажем прямо, Владимир Владимирович открыто называл Владимира Анатольевича предателем и своим врагом. Когда Путин оказался во главе Кремля, очень многие в Питере полагали, что карьера Яковлева вскоре с треском закончится. Но не тут-то было. Позиции губернатора не только не пошатнулись, но даже укрепились.

В город был назначен представитель президента в Северо-Западном округе В.Черкесов, но даже наличие этой фигуры не ослабляет всевластия Яковлева. Он управляет всем, он контролирует местные выборы в ЗакС. На декабрьских выборах Яковлеву удалось провести в Законодательное Собрание столько своих депутатов, что они фактически блокируют принятие любых антигубернаторских решений. Курьез заключается в том, что даже местное отделение «Единой России» сгруппировалось вокруг ставленника петербургской администрации. В результате Владимир Анатольевич уверенно движется к своему третьему губернаторскому сроку правления. И здесь не играет никакой роли ни то, что о нем думает и говорит президент, ни разоблачительные материалы в прессе, в том числе и зарубежной (на днях появилась информация, будто бы городская администрация растащила чуть ли треть средств, выделенных на реставрацию северной столицы к ее трехсотлетию). Владимир Анатольевич, бодр, весел, строит далекоидущие планы. А городская оппозиция ему, представленная прежде всего В.Черкесовым и вдовой обчака Л.Нарусовой, выглядит совсем уж бледно и вряд ли имеет какие-то шансы добитьяс успеха.

Одним словом, власть и влияние Яковлева в Петербурге намного сильнее и значительнее, чем власть и влияние Путина в его родном городе и в России в целом. И вряд ли они ослабнут, пока Владимир Владимирович находится во главе Кремля. А уж сколько он будет там находиться, это вопрос отдельный...

Виктор Уверов, «АРИ»
www.ari.ru