В Чечне действуют «эскадроны смерти». Их деятельность в преддверии референдума по проекту так называемой «конституции республики» явно активизировалась. Такое заявление сделал в четверг в Москве председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, вернувшийся в российскую столицу из поездки по Чечне. «Это не отдельные недисциплинированные военнослужащие, а организованные группировки», - утверждает правозащитник.
«Несмотря на то, что сейчас мы видим в Чечне уменьшение зачисток, количество исчезновений людей, незаконных задержаний, похищений и убийств в последние месяцы резко возросло. Атмосфера ужаса и террора в Чечне явно нарастает».
Представитель «Мемориала» передал журналистам задокументированную статистику, из которой следует, что захваты российскими оккупантами чеченцев в их домах в ночное время участились.
Термин «эскадроны смерти» Олег Орлов считает вполне правомерным: «Это не отдельные недисциплинированные военнослужащие, а организованные группировки, потому что в захоронениях исчезнувших людей обнаруживаются трупы задержанных в разное время и в разных местах Чечни. Чаще всего эти люди были ночью увезены из дома, их задерживали с применением бронетехники, поэтому речь идет о том, что определяется термином «эскадроны смерти».
Олег Орлов уверен, что террор перед референдумом не позволит считать это волеизъявление сколько-нибудь заслуживающим доверия.
Тем временем в чеченской столице эксперты Совета Европы встречались с представителями правозащитного центра «Мемориал» в Чечне. Встреча проходила в рамках мониторинга СЕ ситуации в республике перед будущим референдумом по проекту Конституции, сообщает издание Prague Watchdog.
По словам руководителя правозащитного центра Элизы Мусаевой, экспертов интересовали отношение «Мемориала» к проекту пророссийской Конституции, к проведению так называемого «референдума» и как в целом изменилась ситуация с правами человека в Чечне после декабрьского взрыва кадыровской администрации.
Правозащитники сообщили экспертам, что при сегодняшней ситуации в Чечне и в существующем виде проводить референдум преждевременно. «Обстановка в Чечне стала еще напряженней - увеличилось число заявлений по нарушениям прав человека», - отметила правозащитник Наталья Эстемирова.
Это подтвердил руководитель Урус-Мартановского отделения Мемориала Доку Ицлаев. По его словам, только за январь в районе числится 8 пропавших, которые были задержаны оккупационными структурами.
По мнению Элизы Мусаевой, референдум лишит чеченцев поддержки мировой общественности. «Если до его проведения мы можем апеллировать к Совету Европы, Парламентской Ассамблее, то после, при якобы возникшем правовом поле будем лишены этой возможности», - сказала она. «Референдум не решит вопроса с президентом Масхадовым, воюющие стороны будут продолжать свои действия, а люди будут гибнуть по-прежнему», - считает Мусаева.
Как сообщили принимавшие участие во встрече эксперты-консультанты Ева Конечна и Марина Тревисан, по итогам мониторинга в Совете Европы должны решить: примут ли они участие в референдуме в качестве наблюдателей, или нет.
Отдел сотрудничества и СМИ,