Армия, идущая в сортир
За несколько дней до празднования очередной годовщины создания красной армии, в российских войсках произошло характерное последнему периоду убийство солдатом своих сослуживцев. В Красноярске, в одной из воинских частей, относящейся к ракетным войскам «стратегического назначения», солдат срочной службы расстрелял в караульном помещении четверых других военнослужащих, после чего застрелился сам.
Сообщалось, что рядовой срочной службы зашел в караульное помещение на одном из складов горюче-смазочных материалов и расстрелял из автомата начальника караула - старшего прапорщика и троих рядовых. Еще несколько солдат из состава караула спаслись, спрятавшись на чердаке. В пресс-службе главной военной прокуратуры сказали, что, согласно одной из основных версий, причиной происшествия стали «неуставные отношения».
Такого рода преступления, в последние годы буквально захлестнувшие российские вооруженные силы, как правило, мотивируются этим, ставшим привычным определением: «неуставные отношения». Другим, все более актуализирующимся в ряду проблем российской армии становится фактор «небоевых потерь».
В середине текущего месяца неназванные источники в министерстве обороны России сообщили журналистам, что количество российских солдат, погибших в ходе боевых действий в Чечне за один только прошлый год, составляет около 4,5 тысяч, то есть почти в три раза больше, чем по данным официальной статистики. Согласно представленным новым сведениям, в общем, за период второй российско-чеченской войны убито около 15 тысяч солдат российской оккупационной группировки.
Хотя представители чеченской стороны называют цифру потерь российских войск, вдвое превышающую и последние данные минобороны России, но и эта цифра указывает, что потери оккупационной армии в Чечне за три года войны примерно соответствуют численности убитых советских солдат за десять лет войны в Афганистане. И это относится к «боевым потерям» российской армии.
В связи с происшествием в воинской части под Красноярском, информационные агентства обнародовали официальные данные главной военной прокуратуры, согласно которым российские вооруженные силы ежегодно «в небоевых условиях» теряют 2000 солдат, прапорщиков и офицеров. За последние три года в рядах российской армии (опять же, это «небоевые потери») погибло около 10 500 военнослужащих. Еще около 75 500 получили ранения, травмы или увечья. Представители военной прокуратуры сообщили, что за 2002 год, 800 солдат и офицеров были убиты своими сослуживцами и еще 1200 военнослужащих погибли в результате «непреднамеренных действий».
В то же время, сотрудники фонда «Право матери», которые оказывают юридическую помощь родственникам погибших военнослужащих, утверждают, что по их данным, количество погибающих в мирных условиях солдат и офицеров из года в год составляет около 3000 человек. Таким образом, «небоевые потери» российской армии за последние три года составили, по данным правозащитников, - 9000 человек.
Сотрудники фонда также отмечают, что множество солдат гибнут, «исполняя незаконные приказы своих командиров». Например, когда старший чин отправляет подчиненных ему солдат на работы к знакомым на дачу или к себе домой. В одном из таких случаев, эксплуатируемые на даче одного из товарищей их командира солдаты при рытье траншеи «понесли небоевые потери», - в результате обвала грунта погиб один солдат.
Комитет солдатских матерей России сообщает, что ежегодно в комитет с жалобами на «неправомерные действия» со стороны своих сослуживцев и командиров обращается около 40 000 военнослужащих. Из них около половины - это обращения, связанные с побоями, травмами и приобретенными или обострившимися в период несения службы заболеваниями.
Главная военная прокуратура также приводит собственную статистику солдатских жалоб на «неуставные отношения». По информации прокуратуры, в 2002 году по жалобам военнослужащих проведено 43 тысячи прокурорских проверок и выявлено 80 тысяч нарушений. Таким образом, выходит, что с жалобами только в главную военную прокуратуру обратился каждый восьмой из числа всех призванных в прошлом году в армию российских солдат. Сюда не относятся те солдаты, которые предпочли не жаловаться. Как известно каждому мало-мальски знакомому с военной службой в России, таких - подавляющее большинство.
Даже данные официальной статистики о состоянии российских вооруженных сил и просачивающаяся в СМИ информация о преступлениях, совершающихся в воинских частях, свидетельствуют о стремительном саморазрушении российской армии и в «небоевых условиях». И если учитывать, что превратившаяся в банды оголтелых убийц и мародеров группировка российских воск в Чечне вскоре целиком вернется в Россию, притом еще, что на огромной территории страны сохраняются колоссальные арсеналы ядерного оружия, накопленного за годы СССР, и остающегося в распоряжении нынешней армии при ее известном состоянии, то населению России в пору думать о своем спасении от собственных войск.
Ильяс Цакаев
ИА “DAYMOHK