Американский жиртрест

27 февраля 2003 в 03:16
Американский жиртрест

Директор Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН и председатель технического комитета Госстандарта России по биобезопасности Владимир Васильевич Кузнецов считает, что трансгенная еда потенциально опасна для всех.


26 Февраля 2003

Что же представляют собой ГМО?

Генетически модифицированные (трансгенные) организмы - это биологические химеры, в геном которых введены фрагменты ДНК из любых живых организмов - бактерий, растений, насекомых, рыб, животных или даже человека. Вставленные чужеродные фрагменты ДНК могут улучшить полезные для человека свойства. Это приводит к снижению себестоимости полученных из них продуктов питания и увеличению прибыли. Но ген вставляется вслепую и как поведет себя в дальнейшем, наука ответить не может.

Какие опасности подстерегают едоков трансгенной пищи?

Чужеродные белки, синтезируемые в ГМО, могут быть потенциальными аллергенами. Например, фирма «Pioneer Hil Bred Intern» выпустила трансгенную сою с геном альбумина бразильского ореха, которая вызывала аллергическую реакцию у потребителей. Особую потенциальную опасность представляют возможные мутагенные и канцерогенные последствия при постоянном употреблении ГМ продуктов. Для ее оценки потребуются детальные генетические и

токсикологические обследования организма на разных стадиях его развития. Основной инструмент переноса генов в клетки растений бактерия Agrobacterium трансформирует и некоторые клетки человека. Недавно было обнаружено, что если будущая мать питается трансгенными продуктами, то в клетках ее плода обнаруживаются характерные для продукта «чужеродные гены». Сейчас идет лавинообразное накопление информации по влиянию ГМ продуктов на организм.

Но есть и другие проблемы. Так, для мяса на первом месте другая опасность - гормоны, которыми пичкают животных, чтобы они скорее росли. Животные растут как на дрожжах, а ведь раковая опухоль - это не что иное, как неограниченный и бесконтрольный рост клеток.

Происхождение продуктов и в палатке, и в дорогом супермаркете в России почти одинаково. Чем наполняются продуктовые корзины, а затем и желудки наших граждан?

Давайте по списку. Мясные изделия: полуфабрикаты, вареные колбасы, пельмени. Можно уверенно сказать, что почти во всех них будут составляющие из ГМО. Кроме них, в «черных списках» стоят майонезы, кондитерские изделия, многие сорта газированных напитков и даже некоторые виды детского питания, где сухое молоко заменено на сою.

А пиво?

Ячмень, идущий на его изготовление, может быть и трансгенным, хотя это вовсе и не обязательно.

Растительные масла, сахар?

Трансгенные продукты делятся на две категории: собственно растения, которые мы потребляем целиком (например, картофель, овощи, фрукты) и, продукты, получаемые из таких растений (например, жиры и сахара). Определить, из каких растений они выделены, невозможно. Но полученные из трансгенных растений, даже очищенные продукты могут содержать примеси, потенциально опасные для здоровья человека. Именно по этой причине законодательство ЕС требует от производителя указывать на упаковке источник получения подобных продуктов, например, растительных жиров или сахара. В соответствии с Постановлением главного санитарного врача России от 31 мая 2002 года маркировка подобных продуктов, полученных из ГМ растений в России, не требуется.

Получается, что наш потребитель не должен знать, из каких растений получено растительное масло или сахар, которые мы импортируем в огромных количествах. А как с зерновыми?

Зерновые и хлебобулочные изделия также могут содержать компоненты ГМ, особенно если исходное сырье поступает по линии гуманитарной помощи, как это было в середине 90-х. Крайне высока вероятность того, что вся кукуруза, присутствующая на нашем рынке, кроме венгерской, является трансгенной.

Странные какие-то овощи и фрукты ныне круглый год продаются у нас на рынке. Не гниют, не вянут, лежат очень долго и сохраняют привлекательный вид. Они тоже «улучшены» генетиками?

Их же производят скорее не для покупателя, а для производителя и продавца. С моей точки зрения, они в основном - трансгенные. Я даже знаю, как сделать растения такими. Это очень просто. Обычные бананы, яблоки, груши, томаты быстро портятся. В процессе созревания у них выделяется газообразный гормон растений, называемый этиленом. Плоды его выделяют и сами ускоряют собственное созревание. Этот механизм сто лет назад открыл русский ученый Нелюбов в Санкт-Петербурге. Используя доступные сегодня генно-инженерные приемы, можно нарушить выделение этилена и обеспечить «вечную» жизнь плодам.

Почему такая странная позиция Института питания, почему он настаивает на продвижении трансгенных продуктов на наш рынок?

Речь идет об очень уважаемой организации, в руках которой в прямом смысле слова находится здоровье нации. Ясно одно - страна живет по законам дикого капитализма. Директор Института питания Министерства здравоохранения и главный диетолог страны Виктор Тутельян заявляет, что как врач он считает все трансгенные продукты безвредными. А вот врачи Великобритании имеют иное мнение. Объединяющая более 80% медиков Ассоциация врачей Великобритании потребовала от своего правительства в ноябре прошлого года ввести бойкот на использование в пищу генетически модифицированных продуктов. И это тоже врачи. Они прекрасно понимают, что человек, питающийся такими продуктами, не умрет ни сегодня, ни завтра, но эти продукты представляют собой потенциальную опасность.

 

Кто будет следить за продовольственной безопасностью наших граждан?

Сегодня никому не под силу убрать с рынка ГМ продукты. Эти продукты надолго поселились на бескрайних российских просторах, обстановка в России им нравится. В этой безысходной ситуации существует очень простое решение - ЖЕСТКАЯ («повальная») МАРКИРОВКА всех трансгенных продуктов. Это должно стать нормой. И маркировать не по количественному принципу: «много или мало», а по качественному - «ПРИСУТСТВУЕТ или ОТСУТСТВУЕТ». В качестве первого шага следует принять федеральный закон о маркировке продуктов. Это должно стать заботой Федерального Собрания. Далее: необходимо разработать и внедрить стандарты на методы анализа такой продукции. Они уже есть. Ввести повсеместно тестирование продуктов на трансгенность. И, наконец, развернуть по всей стране сеть НЕЗАВИСИМЫХ центров и лабораторий, которые будут проверять продукты питания на биобезопасность по многим параметрам, в том числе и на соответствие маркировок подлинному содержанию.

И это нас обезопасит?

Оценка безопасности ГМ продуктов находится в самом начале пути. Каждый сорт трансгенного растения, продукты которого продаются на рынке, должен иметь свой генетический паспорт, свою родословную. В паспорте должна быть дана детальная характеристика чужеродного гена, который перенесен в растение, и указан способ этого переноса. Очень часто сегодня эта информация скрывается. В этом же паспорте должен быть указан «ген-индикатор», который как бы сигнализирует о химерической природе растения. И очень важно, чтобы этот индикатор определялся самыми доступными методами. Но прежде чем новый трансгенный сорт будет внедрен в промышленных масштабах, следует убедиться и зафиксировать в паспорте, что он ГЕНЕТИЧЕСКИ СТАБИЛЕН. Если сорт сохраняет стабильность работы генетического аппарата после «внедрения» в него чужеродного фрагмента, то этот сорт биологически безопасен для человека и окружающей среды.

Но, может быть, в странах третьего мира, к каковым относят теперь и Россию, на эти проблемы смотрят не так строго, как на Западе?

В мае прошлого года я побывал в Китае и посетил более десятка университетов и институтов, занимающихся проблемами трансгенных растений. И с удивлением обнаружил, что, несмотря на то что население Китая приближается почти к полутора миллиардам, тамошние власти крайне ответственны, а создаваемые ими законы очень жестки по отношению к проблемам потенциальной опасности ГМО и полученных из них продуктов. Работы проводятся очень активно. Правительство выделяет колоссальные деньги на изучение безопасности генетически модифицированных организмов.

Трансгенные продукты и культуры запрещены также в Саудовской Аравии, Таиланде, Шри-Ланке и многих других странах даже третьего мира. У нас же на глазах исчезает население, тем не менее мы все находимся в условиях ДЛИТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА по влиянию неизвестных нам пищевых продуктов из ГМО на наше здоровье.

Справка «Stringer»

В странах Евросоюза и США ежегодно публикуются официальные списки компаний, использующих трансгенные продукты. В октябре прошлого года в американском предупреждающем списке оказались такие компании, как Hersey’s, Cad-burry, Mars, Coca-Cola, Pepsi-Co, Nestle, Knorr, Lipton, Par-malat, Hellman’s, Abbot Labs. При этом только компания Nestle заявила, что не использует генетически модифицированные продукты в российском производстве.

Поначалу в Европе даже рекламировали трансгенные продукты, но четыре года назад страны Евросоюза ввели жесткий мораторий на ввоз продуктов такого происхождения. Одновременно обязав своих производителей маркировать продукты с содержанием компонентов трансгенных организмов более 1,0 % от массы. Через год эта величина будет снижена в два раза и составит 0,5%. С первого сентября прошлого года Главный санитарный врач России предписал оповещать потребителей нашей страны, указывая на упаковке продукты, содержащие более 5% трансгенных компонентов. То есть в десять раз больше чем в странах Евросоюза. Но это предписание по факту никем и нигде не выполняется.

В январе этого года представитель США в Евросоюзе Роберт Зейлик потребовал отменить мораторий на ввоз трансгенных продуктов из США. Американские фермеры терпят убытки в сотни миллионов долларов из-за этого запрета. Зейлик потребовал смягчения позиции Евросоюза в пользу США и пригрозил международными санкциями и судами. К 1999 году 55 % урожая сои, 35 % всего урожая кукурузы были на рынке США генетически измененными. В 2002 году доля их потребления на рынке США существенно снизилась. Сейчас американские фермеры давят на свое правительство, чтобы снять запрет на экспорт своей продукции в страны Евросоюза. В Россию такую продукцию можно завозить беспрепятственно.

 

Отчего американцы такие толстые?

 

Американцам приходилось часто делать выбор между обычными продуктами, почти всегда содержащими «приправу» в виде гормонов, антибиотиков, а порой и пестицидов, оставшихся от процесса выращивания, и продуктами с этикеткой «нэйчурал», то есть «натуральный», или экологически чистый. Со страниц газет, журналов, экранов телевизоров ныне не сходит термин - «франкенфуд», или «пища Франкенштейна», то есть продукты, при получении которых были использованы методы генной инженерии. В принципе с «франкенфуд» американцы познакомились уже давно, ибо потребляют эти продукты начиная с 1992 года, когда впервые они появились на рынке. В меню практически каждого американца достаточно регулярно попадает «пища Франкенштейна», поскольку продукты переработки, в частности кукуруза и соя, входят в состав, например, майонеза, маргарина, хлопьев, конфет и даже детского питания.

Огромные опасения вызывают работы по созданию методами генной инженерии «суперлосося», или «франкенфиш», как его окрестили защитники природы. Он разводится в принадлежащих американской компании «Эй-Эф протеин» садках. «Франкенфиш» в несколько раз превышает своего дикого родственника в размерах. Он в два раза быстрее растет и быстрее размножается. Защитники окружающей среды с ужасом говорят о том, что может произойти, если это чудовище вырвется из неволи. Один из самых знаменитых примеров на эту тему - акклиматизация нильского окуня в озере Виктория в 60-х годах прошлого века, приведшая к исчезновению 200(!) видов местных рыб и экологической катастрофе, последовавшей в прибрежных районах.

Продаваемые и рекламируемые на российском рынке семга и форель из Норвегии также искусственного происхождения и выращиваются во фьордах. Рыбка из Норвегии, как отмечают ихтиологи, существенно отличается от обычной «дикой» рыбы интенсивностью окраса мяса и своими размерами. О генетическом происхождении семги и форели из Норвегии также ничего не известно.

Stringer


© Kavkazcenter.com 2020