Ирак не представляет собой прямой и непосредственной угрозы для Запада. Учитывая, что ядерная программа этой страны не была завершена, она может представлять собой лишь ограниченную угрозу для Соединенных Штатов. Но, как показали события 11 сентября - показали всему населению планеты, но, прежде всего, американцам - настоящая опасность, с которой мы столкнулись, это - терроризм. Терроризм уже перестал быть проблемой, связанной лишь с порядком и законом и превратился из тактической угрозы в угрозу стратегическую.
И ответ Соединенных Штатов на эту угрозу можно назвать близоруким и неадекватным. Несмотря на серьезные потери, последовавшие за событиями 11 сентября, ядро Аль-Каиды и предпоследнее звено в руководстве этой организации по-прежнему остается целым и невредимым и продолжает давать свои идеологические и стратегические советы. До тех пор, пока Усама бен Ладен (Osama Bin Laden), его главный стратег - доктор Айман Завахири (Ayman Zawahiri) и глава военного комитета (он же автор идеи теракта 11 сентября) Халид Шейх Мохаммед (Jalid Shaij Mohamed) живы, над Соединенными Штатами будет висеть угроза нападений террористов.
Несмотря на постоянную борьбу против Аль-Каиды, эта организация продолжает расширяться. Каждому талибу или члену Аль-Каиды - пойманному либо убитому в Афганистане - группа смогла найти замену, приняв в свои ряды одного или двух добровольцев. На место каждой обнаруженной и разоруженной группы поддержки (в том числе и европейских) пришли новые ячейки, занимающиеся пропагандой, сбором средств и вербовкой новых членов организации. А, кроме того, идеология этого движения остается нетронутой, и потому им было очень легко провести замену материальных и людских потерь.
Обвинения против Ирака, представленные на прошлой неделе на заседании Совета Безопасности ООН госсекретарем США Колином Пауэллом (Colin Powell), имеют свои слабые и сильные стороны. Доказательства невыполнения Саддамом (Sadam) резолюций ООН в том, что касается уничтожения химического, биологического, радиологического и ядерного оружия, можно считать вескими. Но в отношении помощи Аль-Каиде представленные доказательства не выдерживают никакой критики. Представители секретных служб Ирака вне всякого сомнения встречались с руководителями и агентами Аль-Каиды, тем не менее, нет никаких убедительных доказательств того, что Ирак предоставлял помощь указанной организации. Агенты Аль-Каиды купили для бен Ладена личный самолет в Техасе, а его спутниковый телефон был приобретен в Нью-Йорке. Но это еще не означает, что Аль-Каида получает поддержку от американского правительства. Агенты Аль-Каиды приезжали в Багдад, но нет никаких доказательств того, что иракское государство покровительствует этой организации.
Начиная с момента вторжения американских военных в Афганистан в октябре 2001 года, через мои руки прошли десятки тысяч обнаруженных в тренировочных лагерях документов талибов и членов Аль-Каиды. Кроме того, я изучил 240 видео и аудиозаписей, находившихся в центральном архиве Аль-Каиды, и участвовал в допросе нескольких членов этой организации и талибов. Изучив упомянутые документы, приходишь к выводу, что, в действительности, руководители и члены Аль-Каиды считают двух светских руководителей - Саддама и Каддафи (Gaddafi) - неверными. Самое большее, что можно сказать о связях между организацией и упомянутыми режимами - если таковые связи существуют - это то, что относятся они к периоду после 11 сентября. Вполне естественно, что нависшая над Саддамом угроза со стороны Соединенных Штатов заставляет его идти на контакт с любыми врагами США, в том числе и с Аль-Каидой.
Традиционно Саддам Хусейн поддерживал терроризм. Он не предоставлял террористическим группировкам химических, биологических и радиологических веществ, но при этом оказывал им финансовую помощь и снабжал оружием. Вполне возможно, что Саддам Хусейн не поставлял террористам химическое и биологическое оружие, прекрасно отдавая себе отчет в том, какими последствиями могут обернуться его действия для него самого и его режима.
Американская угроза нападения на Ирак наносит вред международной кампании против Аль-Каиды и близких ей организаций. Вполне возможно, что вторжение в страну без широкомасштабной поддержки со стороны мусульман негативно отразится на отношениях в сфере безопасности, и навредит совместной работе разведслужб, полицейского и юридического управлений, старательно налаживаемой правительствами мусульманских стран и Соединенных Штатов после 11 сентября. Благодаря такому сотрудничеству, американским службам безопасности и их коллегам в других странах удалось собрать крайне важную информацию, позволившую им предупредить проведение, как минимум, дюжины террористических операций, целью которых должны были объекты в Соединенных Штатах и дружественных им странах. За последние 15 месяцев в 98 странах было арестовано 3000 руководителей, членов и сторонников Аль-Каиды, что существенно уменьшило угрозу террористических нападений.
В том случае, если Соединенные Штаты примут решение о проведении нападения на Ирак, не заручившись поддержкой других стран, правительства и правящие режимы мусульманских государств окажутся под постоянным давлением со стороны своего населения. В частности, если военная кампания затянется, мусульмане этих стран поставят под сомнение деятельность своих руководителей, поддерживающих державу, убивающую их же единоверцев. При снижении поддержки населения своему правительству, исчезнут источники важной информации, это, в свою очередь навредит, совместной антитеррористической борьбе разведслужб многих стран. Но, самое главное, мусульмане - сотрудники полицейских и разведывательных служб откажутся участвовать в проведении антитеррористических операций. При отсутствии информации американские секретные службы и правоохранительные органы не смогут разоблачать планы нападений на американские объекты, как в самой стране, так и за ее пределами.
Несмотря на давление политических партий, социальных и религиозных группировок, оказываемое на правительства таких стран, как Малайзия, Индонезия и Пакистан, эти государства все же сотрудничали с Соединенными Штатами. В случае проведения односторонней операции против Ирака, партии и их руководители потеряют поддержку населения, необходимую им для победы на следующих выборах. Кроме того, политические партии исламистов завоюют себе еще больше сторонников, а популярность лидеров таких партий возрастет. Ослабление умеренных политических партий и укрепление партий исламистов приведут к росту поддержки местных и зарубежных террористических группировок, что повлечет за собой рост политического насилия. Радикально настроенные мусульмане всего мира, поддерживающие партии исламистов и террористические организации, умножат свою помощь этим формированиям. Следствием такого развития событий станет увеличение войны террактов.
В настоящее время, идеологи и руководители Аль-Каиды и подобных ей организаций, действуя напрямую или через средства массовой информации (как традиционные, так и веб-страницы, чаты и рассылки по электронной почте), настаивают на том, что пришел час выступить мусульманскому народу против Соединенных Штатов, Великобритании и прочих государств, поддерживающих их. Развернутая исламистами кампания не защищает Саддама Хусейна, потому как он считается нерелигиозным правителем, но в ней говорится об участи иракских мусульман, в частности о смерти миллиона детей, ставших жертвами санкций, выдвинутых Соединенными Штатами, и об опасности распространения американского влияния на весь регион Персидского залива. Проводимая кампания называет главным врагом Соединенные Штаты, и сторонников этой точки зрения становится все больше в зоне Ближнего Востока и азиатском регионе, а также среди представителей мусульманской диаспоры, проживающей на территории Северной Америки, в Европе и Азии.
Международному сообществу необходимо избавиться от Саддама, из-за постоянных нарушений им норм и правил, которых придерживаются все остальные страны мира. Вне всякого сомнения, Саддам поддерживает террористов, это военный преступник, который использовал химическое и биологическое оружие против своих собственных граждан. Несколько лет назад один из ветеранов американской политики спросил меня, как я отношусь к захвату Ирака с целью свержения Саддама. Тогда я ответил ему: «Для того, чтобы избавиться от одного человека, нет необходимости оккупировать всю страну. Это работа для секретных служб». Несмотря на бюджет в 30000 миллионов долларов и 100000 сотрудников американским службам безопасности за последние десять лет так и не удалось сместить Саддама. И сегодня военные должны начать операцию, потому что служба разведки в который раз не справились со своей задачей. Вполне возможно, что методы и средства, брошенные на уничтожение Саддама, придадут силы террористическим организациям и их группам поддержки. Оккупация страны приведет не только к увеличению числа терактов, организованных иракскими спецслужбами, но и станет глотком воздуха для всех прочих - уже существующих и способных еще появиться - террористических организаций.