Путин попробует лично добыть Закаева
Следующая встреча Владимира Путина и Тони Блэра, намеченная на конец июня, пройдет в очень напряженной обстановке. Причем не из-за Ирака. Как раз в те дни, когда Путин прилетит в Лондон, британский премьер должен будет окончательно решить, выдавать ли России Ахмеда Закаева. Сегодня лондонский суд назначил первые слушания по существу его дела на 9 июня.
В пятницу Ахмед Закаев зашел в зал заседаний магистратского суда Лондона на Боу-стрит всего на пять минут. От судьи Тимоти Уоркмана ждали всего одной реплики: после того как 31 января было оглашено решение британского МВД о начале процесса об экстрадиции, он намеревался объявить дату основных слушаний и, выполняя процедурную формальность, предупредить масхадовского эмиссара о том, что в случае неявки на заседание его доставят в суд принудительно. На этот раз с Закаевым не было даже Ванессы Редгрейв, у которой он живет в Челси. Бывший вице-премьер Чечни объяснил журналистам, что она уехала на съемки.
Закаев проведет в доме актрисы еще как минимум четыре месяца.
Судья назначил основные слушания по делу о его экстрадиции на 9 июня. Впрочем, до этого Уоркмен соберет защитников и представителей Королевской прокурорской службы 19 мая, чтобы понять, насколько они готовы к процессу. Очевидно, на этом заседании, куда эмиссару Масхадова разрешили не приходить, стороны могут попросить Уоркмена отложить рассмотрение дела по существу, но адвокаты Закаева этого делать похоже не собираются. Как заявила «Би-Би-Си» его защитница Гарет Пирс, она успеет собрать все материалы к назначенному сроку: «Мы уже начали готовить документы, мы делаем это с того дня, когда Закаев был арестован. Я буду очень, очень удивлена, если российское правительство выиграет это дело».
После того как суд выслушает аргументы обеих сторон и огласит решение, окончательное слово, по британским законам, должен будет сказать министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт. Правда, его одобрение потребуется только в том случае, если суд даст добро на экстрадицию Закаева в Россию. Министр может ее запретить, и такие случаи уже были. Например, когда Тони Блэр, чтобы не портить отношения с властями Чили, решил не выдавать Испании Аугусто Пиночета, который обвинялся в убийстве испанских граждан во время переворота 1973 года. Если же Закаев выиграет дело, то британское правительство не сможет принять обратного решения.
На этот раз особенности английского судопроизводства сыграют злую шутку с Тони Блэром и его российским коллегой Владимиром Путиным.
По подсчетам «Би-Би-Си», постановление суда окажется на столе у главы МВД как раз в конце июня, когда российский президент приедет в Лондон с официальным визитом. Если учесть, что вероятность решения суда о начале экстрадиции Закаева очень мала, то одобрить проигрышное для России решение Блэр будет вынужден буквально на глазах у Путина. А ему придется перед телекамерами британских каналов не только ответить на неудобные вопросы по привычной чеченской теме, но и признать поражение России в деле Закаева.
Впрочем, в России надеются, что вопрос об экстрадиции чеченского переговорщика отнимет у лондонского суда гораздо больше времени, возможно, до нескольких лет. «Думаю, это достаточно долгая история», – заявил в пятницу помощник президента Сергей Ястржембский и напомнил, что процесс о выдаче США людей, подозреваемых во взрывах американских посольств в Кении и Танзании, ответственность за которые взял на себя Усама бен Ладен, идет уже пятый год.
«Газета.ru»
www.gazeta.ru