Дипломатическая война
Индия и Пакистан вновь оказались на грани войны. Пока дипломатической. В понедельник утром истекает срок, установленный индийскими властями, в течение которого несколько пакистанских дипломатов должны покинуть Дели. Среди персона нон грата - глава дипмиссии Джалил Аббас Гилани. Примерно к этому же времени Исламабад должны покинуть несколько сотрудников индийского посольства, в том числе временный поверенный в делах Индии в Пакистане Судхир Виас. Дипломатов обеих стран обвиняют в «деятельности, несовместимой с дипломатическим статусом».
Новый виток дипломатического противостояния начался в четверг, когда имя Джалила Аббаса Гилани всплыло в связи с арестом в Дели двух кашмирских политиков, подозреваемых в связях с террористами. Одну из них - Анджум Замруду Хабиб задержали на выходе из пакистанского посольства. В сумке Хабиб была обнаружена крупная сумма денег - 622 тысячи рупий (более 13 тысячи долларов). В ходе допроса она сообщила, что деньги были переданы ей с ведома главы дипмиссии и предназначались членам Хурриата - Всепартийной конференции свободы, куда входит более 20 исламских партий, добивающихся присоединения индийского штата Джамму и Кашмир к Пакистану. Гилани заявил, что никогда не встречался с задержанной и не имеет к конфискованным деньгам никакого отношения.
Однако дипломатическая машина уже была запущена - в субботу индийские власти потребовали от Гилани и еще четырех сотрудников посольства, не имеющих дипломатического статуса, покинуть страну в течение двух суток. Членам их семей дали неделю. Масла в огонь подлил премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи. Выступая на открытии конференции по проблемам внутренней безопасности, он поставил под сомнение заявления пакистанских властей о готовности участвовать в борьбе с терроризмом. «Самый удручающий момент состоит в том, что терроризм поддерживается и финансируется Пакистаном - это часть его государственной политики», - сказал Ваджпаи.
Ответ Исламабада последовал незамедлительно и был «адекватным». Решение о выдворении пакистанских дипломатов Исламабад назвал «безответственным», а обвинения против Гилани – «полностью сфабрикованными». Временный поверенный в делах Индии в Пакистане Судхир Виас и еще четыре сотрудника посольства были объявлены персона нон грата. В индийской столице выдворение дипломатов назвали «еще одним проявлением враждебного отношения Исламабада к Дели» и пригрозили принять еще более жесткие меры, если «того потребуют обстоятельства».
Какой бы оборот ни приобрела в дальнейшем дипломатическая война между соседними государствами, России в любом случае работать на два фронта будет нелегко. Подтверждает это и недавний визит в Москву президента Пакистана Первеза Мушаррафа. Чтобы как-то сгладить возможные негативные последствия этого визита для российско-индийских отношений, Владимир Путин до и после приезда Мушаррафа разговаривал по телефону с Ваджпаи.
Тема индийско-пакистанского противостояния была одной из основных и на самих переговорах. Выступая в «Известиях», Первез Мушарраф заявил: «Прежде всего мы с господином Путиным обсуждали отношения между Пакистаном и Индией и ключевой момент этих отношений - кашмирский вопрос. Мы согласились с тем, что при хороших отношениях России с Индией и улучшающихся отношениях между Россией и Пакистаном первая сможет сыграть ключевую роль в решении вопроса о Кашмире».
«Извести.ру»
www.izvestia.ru