Сцена, разыгравшаяся возле президентского дворца в Астане, новой столице Казахстана, решительно носила атмосферу прошлого века.
Около 30 раввинов в черных сюртуках и шляпах проходили мимо изящных ваз, фарфора и богато изукрашенных кинжалов, а на ум сразу же приходили Великий шелковый путь и Кублай-Хан.
Раввины входят в просторный, залитый светом конференц-зал с простым геометрическим рисунком и начинают ждать появления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Входит Назарбаев. После нескольких слов приветствий, которые произносят президент и еврейский бизнесмен и миллиардер Александр Машкевич (который, как полагают, приближен к президенту) председатель Конференции европейских раввинов, Аба Дуннер, читает молитву: «Благословен Ты, Господи Боже Наш, Царь Вселенной, уделивший от славы Своей плоти и крови». Слова переводятся на русский, и Назарбаев кивает. Все идет по сценарию.
Сценарий, похоже, прост и так же проверен временем, как еврейское проживание в диаспоре. Евреи долго благодарят Назарбаева за дозволение их единоверцам жить в мире и безопасности в его владениях и осыпают его славословиями, почти доходящими до степени раболепства - за то, что разрешил свободу религии на своих землях. Они также благодарят его за помощь находящимся в беде евреям в соседнем Иране.
Президент, которого во Всемирном альманахе называют «авторитарным», тепло принимает эту группу раввинов, так же как принимал за последнее десятилетие и других рабби, еврейских и израильских лидеров. Причиной этому, по словам некоторых чиновников, с которыми он встречался, является убеждение, что евреи - это его пропуск на международную арену.
А за всем этим стоит Машкевич, один из новых олигархов, который со времени падения Советского Союза сколотил себе царское состояние и взял под свое крыло крошечное еврейское сообщество этой страны.
Сторонники Машкевича - а их в бывшей столице Алма-Ате множество и все они восхваляют магната до небес - говорят, что им движет подлинный альтруизм, искреннее желание сделать жизнь евреев в Казахстане процветающей.
Его недоброжелатели, которых здесь тоже немало, говорят, что «обеспечение Назарбаеву поддержки евреев» помогает ему получать значительные уступки от президента, а подобное служение общине идет на пользу его бизнесу и имиджу.
Машкевич ведет жестокую конкуренцию с израильским магнатом Львом Леваевым за то, кто из них станет ведущим представителем евреев в бывшем Советском Союзе. Соперничество между этими двумя людьми и их двумя лагерями в России часто называют «Иудейской войной». В результате этой войны были учреждены два еврейских конгресса, а также две конференции раввинов.
Все это сделало происходящее в президентском дворце Астаны одним теплым октябрьским полднем захватывающей сценой, на которой переплетаются различные интересы.
«Все как в пьесе, - сказал один из участников встречи с президентом. - Мы думаем, что Назарбаев значит больше, чем он есть на самом деле. А он полагает, что мы – больше, чем мы есть сами». И каждый ведет свою партию превосходно.
Раввины - часть новой организации, называемой Конференцией евроазиатских раввинов - полтора часа летели в Астану из Алма-Аты на самолете, зафрахтованном Машкевичем. Среди этой группы были главные рабби Украины, Польши и Грузии, рабби из Швейцарии, Москвы, Филиппин, Австралии и других стран мира.
Машкевич привез эту группу раввинов - в которую входит главный раввин Хайфы Шеар-Яшув Коэн - в Казахстан на два дня, чтобы официально учредить эту новую конференцию и начать диалог с исламскими лидерами.
Как объяснял Машкевич раввинам на завтраке в честь открытия конференции, проходившем в построенном им трехэтажной синаноге в Алма-Ате, идеей, подтолкнувшей к этому диалогу, стало желание показать, что несмотря на конфликт в Израиле, «между исламом и иудаизмом нет никакого конфликта».
Есть мало мест, где такой диалог имел бы лучший шанс на успех, чем в Казахстане - абсолютно светской стране с преимущественно мусульманским населением (60 процентов из 14-миллионного населения этой страны).
Можно провести целые дни в Алма-Ате, где смог настолько густой, что к полудню в тяжелом воздухе не видно покрытых снегом горных вершин, которые утром, казалось, находились на расстоянии вытянутой руки, и не услышать ни из одной мечети призыва верующих к молитве.
Внешне в городе практически не видно мусульманского влияния. Скорее этого город, с его широким центральным бульваром, статуями, облупленными хибарами и влажностью, больше похож на что-то среднее между бывшим Советским Союзом, Йоханнесбургом и американским югом.
На самом деле, по словам дипломатических чиновников, в Казахстане всего 24 мечети. За 70 лет коммунизма советам удалось не только изгнать дух иудаизма, но - увы - также погасить и огонь ислама, по крайней мере, в Казахстане.
И Назарбаев активно старается держать религиозный исламский элемент - будь то из Ирана или из Персидского залива - подальше от своей страны.
Как утверждают дипломаты, в отличие от соседних Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, где исламский радикализм в последнее время набирает обороты благодаря всеобщей нищете и безработице, в Казахстане это явление практически не наблюдается. Поэтому он и стал идеальным местом для ведения еврейско-исламного диалога.
Чтобы почувствовать, насколько радикализм несвойственен официальному исламу в Казахстане, нужно прислушаться к словам Мимбаева Морат-Каги, ректора Исламского университета в Казахстане.
«Есть много вещей, которые нас объединяют, - сказал он раввин на пышном кошерном обеде в заключительный день двухдневной конференции. - Идея дня подведения итогов, вечной души, то, что каждый должен держать ответ перед Господом».
«Никто не имеет права отнимать жизнь у других людей, - говорит он. - Мы все должны хранить жизнь других. Каждый мусульманин обязан следовать десяти заповедям, ничто не может этого изменить» - говорит Морат-Каги на русском, потом его слова переводятся на иврит.
«Любой, кто занимается терроризмом, не имеет никакого отношения к религии. Любой, кто занимается терроризмом, не имеет никакого отношения к исламу».
Эти слова были явно тепло встречены рабби. На встрече с Моратом-Каги и четырьмя другими исламскими лидерами в Зале дружбы в Алма-Ате днем раньше они были неприятно удивлены, не услышав безусловного призыва осудить террористов-самоубийц. Теперь они услышали это, громко и отчетливо.
Как остроумно заметил один из участников, «очень плохо, что он всего лишь ректор в Казахстане, а не муфтий в Иерусалиме».
В самом сердце подобных встреч всегда наблюдается тенденция преувеличить их значение. Слова ректора прозвучали музыкой для уха. Однако все же остался вопрос: и что же? Каково значение этих слов, исходящих от исламского духовного лица в светской мусульманской стране за тысячи километров от наших границ, от Хамаса, Фатаха и исламского джихада?
Шмуэль Мейром, директор евразийского отделения Министерства иностранных дел, признает, что не следует преувеличивать важность подобных конференций. Однако, подчеркивает он, это позитивный шаг. Крохотный позитивный шажок на длинном пути великана. «Это не может повредить», - считает он.
За пределами президентского дворца в Астане, заменившей в 1997 г. Алма-Ату в качестве столицы Казахстана, Дуннер также понимает ограниченный характер этой инициативы. Однако, говорит он, это словно в поговорке: «капля камень точит». Одна капелька, потом другая, еще одна, пока смысл не дойдет до сознания людей.
По словам Дэвида Розена, международного директора межрелигиозных отношений Американского еврейского комитета и человека, имеющего большой опыт межконфессиональных диалогов, «в краткосрочной перспективе никто не может надеяться, что что-то наподобие этого может повлиять на ближневосточный конфликт. В долгосрочной же перспективе это является правильной стратегией. Нам нужны конструктивные отношения с мусульманами, и, возможно, постепенно они смогут оказать воздействие на наши отношения на Ближнем Востоке».
«Мы говорим о глобальной проблеме и о внутренней проблеме ислама», - подчеркивает Розен, не принимавший участия в казахстанской конференции.
«Или ислам будет существовать в условиях конструктивных отношений с другими культурами и вероисповеданиями, или же находиться в состоянии постоянных конфликтов».
«В последнем случае, все человечество ждут тяжелые времена. Если ислам начнет рассматривать себя как неотъемлемую часть содружества наций, культур и религий, это будет благом для ислама и для нас».
Это будет также благом и для Назарбаева. На встрече с раввинами Макшкевич жонглировал идеей о том, чтобы Назарбаев возглавил продвижение исламско-еврейского диалога.
«Мы хотим, чтобы он стал тем человеком, который возглавит диалог между евреями и исламом, чтобы показать всему миру, что между евреями и мусульманами нет ненависти», - отметил он.
По его словам, причиной, по которой Назарбаев должен принять эту роль, является то, что «у него хорошая репутация как в арабском, так и в исламском мире». А причина, почему этот диалог так важен - то, что «однажды исламское руководство придет к пониманию, что они должны осудить теракты», - продолжил свою мысль Машкевич.
Дуннер предложил идею о том, что Назарбаев должен стать посредником мировой исламско-еврейской конференции.
«От имени этой новой организации мы благодарим Вас за ваше покровительство международному еврейско-исламскому диалогу, - сказал Дуннер президенту. - Ей нужна фигура Вашего масштаба, чтобы другие мусульмане начали думать так же».
«Единственный путь продвижения вперед - это путь диалога. Мы хотели бы, чтобы Казахстан стал центром мусульманско-еврейского диалога».
Назарбаев изысканно соглашается. «Казахстан сделает все, что в его силах, чтобы установилось доверие между нациями и разными странами», - говорит он.
«Казахстан хочет стать мостом между еврейскими и исламскими странами».
Действительно, в феврале в Казахстане намечено провести заседание Конференции президентов основных американских еврейских организаций, где будут присутствовать лидеры ряда мусульманских стран центральной Азии.
«Такие вещи укрепляют позицию Назарбаева, - считает Пинхас Голдшмидт, главный раввин Москвы и один из организаторов конференции. - Он хочет играть международную роль, а это дает ему такую роль. Это укрепляет его роль как мирового лидера. Позиционирует его как своего рода антидот для Саддама Хусейна».
Кроме того, «нет сомнения, что Назарбаев рассматривает евреев как трамплин на Запад, в частности, в США», считает один израильский дипломатический чиновник.
В этом отношении Назарбаев зачарован мифической ролью евреев в Вашингтоне. Он верит в рассказы о еврейском лобби в США и хочет использовать евреев в надежде, что они помогут ему получить международное признание и статус».
А почему бы ему и не верить в это? Если он оглянется чуть-чуть и посмотрит на Турцию, он увидит, что отношения Анкары с США многократно улучшились после союза с Израилем. Турция, не имея собственного сильного лобби в Вашингтоне, в своей борьбе с армянским и греческим лобби в довольно большой степени зависит от американских еврейских организаций. И евреи дали им это.
Похоже, Назарбаев чувствует, что если это неплохо для Турции - страны, до определенной степени являющейся моделью для Казахстана, - это может оказаться неплохо и для Казахстана.
По словам министра строительства и жилищной политики Натана Щаранского, еврейские связи уже принесли Назарбаеву плоды.
Как говорит Щаранский, когда Казахстан получил независимость, «Израиль открыл для Назарбаева двери на Запад». Еврейские организации помогли казахстанским чиновникам заполучить встречи в Вашингтоне, которые им было бы иначе трудно организовать, добавляет он.
А какова же отдача? Ну, говорит Щаранский, поддерживающий тесные контакты с Назарбаевым и другими казахстанскими чиновниками, «я не знаю ни одной другой страны, во всяком случае, точно не в Европе, с таким позитивным отношением к Израилю, как Казахстан».
С точки зрения иностранных отношений, эти процветающие отношения являются своего рода благословением. Израиль стремится поддерживать хорошие отношения с этой богатой нефтью и природными ресурсами страной. Программы министерства иностранных дел в отношении развивающихся стран включает больше проектов в Казахстане, чем в любой другой стране. Это свидетельствует, какое значение придает Израиль государству, которое многие называют спящим гигантом Центральной Азии.
«Расстояние между исламским самосознанием и враждебностью по отношению к Израилю не такое уж большое, - считает один чиновник министерства иностранных дел. - «Вследствие чего Израиль быстро понял неотложную необходимость каким-то образом присутствовать в этом регионе с тем, чтобы предотвратить нарастание враждебных отношений по отношению к нему».
Одной из причин, лежащих в основе раннего интереса Израиля к Казахстану, говорит другой дипломатический чиновник, состоит в том, чтобы добраться туда раньше иранцев, дать казахстанцам «почувствовать, что мы можем им предложить, чтобы, когда иранцы попросят их выбросить нас вон, они бы отказались сделать это». Израиль отдает себе ясный отчет в потенциальных экономических возможностях, открывающихся в Казахстане, в первую очередь в Каспийском бассейне, который - содержащий по предварительным оценкам 200 млрд. баррелей - является нефтяным резервуаром, уступающим только Ближнему Востоку. Казахстан также располагает гигантскими месторождениями природного газа, уступающими лишь России и Ближнему Востоку, а также богатыми запасами природных ископаемых.
Согласно этим чиновникам, Казахстан также представляет важность для Израиля с геополитической точки зрения. Он является еще одной составляющей внешней стратегии Израиля, согласно которой Иерусалим старается строить связи с окружающими его странами - такими как Турция сегодня, Иран и Эфиопия в прошлом - таким образом, чтобы предупредить враждебность со стороны своих ближайших соседей.
Ничего этого, конечно же, не обсуждалось за президентским столом в Астане. Там можно было услышать одни любезности. Президент высказывался в государственном духе, проявляя желание помочь евреям наладить отношения с Ираном. Евреи выражали благодарность, несколько переходя грань в восхвалении президента. А Машкевич дирижировал этой симфонией.
У каждой из сторон была своя повестка дня, каждая сторона использовала другого, каждая сторона выражала готовность, чтобы ее, в свою очередь, тоже использовали. Каждый играл свою роль.
На фото: Президент Всемирного еврейского конгресса Э. Брофман и А. Машкевич
Источник: Херб Кейнон
Jerusalem Post