Чеченских беженцев насильно выселяют из лагерей в Ингушетии, в самой Чечне убивают мирных жителей, а из российских военных, обвиненных в преступлениях против населения, перед судом предстали считанные единицы. Подчеркивают правозащитники.
Андрей Шарый: Три крупнейшие международные правозащитные организации призвали парламентскую ассамблею Совета Европы обсудить положение в Чечне. В заявлении «Международной амнистии», «Хьюман Райтс Уотч» и международной Хельсинкской организации подчеркивается, что в Чечне продолжаются грубейшие нарушения прав человека. Чеченских беженцев насильно выселяют из лагерей в Ингушетии, в самой Чечне убивают мирных жителей, а из российских военных, обвиненных в преступлениях против населения, перед судом предстали считанные единицы. Подчеркивают правозащитники. Данные правозащитных организаций указывают на том, что преследования чеченцев в той или иной форме проходят и в других районах России. После захвата заложников в театральном центре в октябре прошлого года в России участились случаи этнических чисток. Правозащитники считают, что преследования чеченцев и других выходцев с Кавказа инициированы властями.
Любовь Чижова: Чеченцы и другие выходцы с Кавказа, живущие в Москве, никогда не оставались без внимания правоохранительных органов. После событий, связанных с захватом мюзикла «Норд-Ост», ситуация обострилась. Говорит руководитель комитета «За гражданское содействие» Светлана Ганнушкина:
Светлана Ганнушкина: В нашу организацию ежедневно обращаются люди, у которых родственников задержали и, по их твердому убеждению, подложили им оружие или наркотики, или обвиняют в каком-то другом фальсифицированном преступлении. Этот процесс продолжается, хотя вначале, после «Норд-Оста», он имел более яркий оттенок. Коротко приведу просто вчерашний пример. К нам обратилась Квикина Наташа, она замужем за чеченцем Темурланом Ялусовым, они поселились в Москве, она очень не хотела. Чтобы он оказался либо среди боевиков, либо среди «зачищенных», сняли в коммуналке на улице Часовой комнату. К ним пришел участковый инспектор и категорически сказал, что он их оттуда уберет, что они там жить не будут. Наташа добилась, что мужа ее зарегистрировали и на это получила такое утверждение: прописать – пропишем, жить не дадим. Участковый Ефремов Владислав приходил, требовал деньги и даже бил жильцов этой квартиры, если они ему этих денег не давали. 13-го числа к ним ворвались люди, в квартире был проведен обыск, в обыске участвовало несколько человек, один сидел и вел протокол, а другой ходил по квартире, и Наташа ходила за ним хвостом и не отпускала его ни ан минуту из поля своего внимания. В какой-то момент ее подозвали к столу, она не подошла к столу, а только оглянулась, в этот момент появился кинжал, ни что-нибудь, а кинжал, это уже что-то новое для нас, причем. На ее взгляд, старинный, завернутый в тряпку. Обыскивающий удовлетворенно сказал – «нашел». Мужа ее забрали и теперь он обвиняется в хранении холодного оружия. Крылатая фраза, сказанная Сергеем Адамовичем Ковалевым: «Брюнетов легче искать, чем бандитов».
Любовь Чижова: У известного чеченского писателя Мусы Гешаева, давно живущего в Москве, в конце прошлого года арестован сын. Милиция подбросила при обыске ему в карман наркотики. Суд над Зелимханом Гешаевым назначен на 6 февраля. Муса Гешаев делится впечатлениями от общения с представителями столичных правоохранительных органов:
Муса Гешаев: Говорят: «А почему вы здесь? Почему вы не воюете»? - Сотрудники милиции говорят, мне говорят – «вся нация наша на разработке находится». Я как-то сказал по телевизору: Скажите - мы вам не нужны. Пусть мы будем голодать, пусть мы будем друг друга резать, убивать друг друга, но мы же россияне, мы же живем вместе. Если кто-то есть бандит, воюйте с ними, но не воюйте со всей нацией нашей. Была у меня последняя книга, «Знаменитые чеченцы», она вышла в Бельгии, пришла сюда, задержали эту книгу, говорят, это инструкция для боевиков. Я говорю, здесь о боевиках ни одного слова нет, здесь великие люди, знаменитые чеченцы - Махмуд Эсамбаев, Петр Захаров, Александр Чеченский и другие. «Нет - это для боевиков», - задержали.
Любовь Чижова: Корреспондент газеты «Московский комсомолец» Марат Хайруллин, специализирующийся на чеченской проблематике, считает, что произвол московской милиции в отношении чеченцев инициирован властями:
Марат Хайруллин: То, что происходит в милиции, я лично вижу, это целенаправленная политическая акция. Я хочу вернуться к первой неделе после событий «Норд-Оста». Помните случай, когда сбили вертолет в Чечне? После этого выехали сразу же военные и взорвали пять жилых домов, двести человек остались на улице. Аргумент убийственный – в одной из квартир сидел наводчик. После этого была личная встреча в «Московском комсомольце» со спикером Совета Федерации Мироновым. Я ему в лоб задал этот вопрос, я только что приехал из Чечни: что-то нужно делать, двести человек осталось на улице. «Это не моя задача» – второе лицо в государстве. Вот этот случай дал сигнал к тому, что с чеченцами можно все творить. Я с первой войны занимаюсь чеченской темой, у меня нет здесь в Москве ни одного чеченца, даже коренных московских чеченцев, которые бы, в той или иной стадии, не пострадали от такого беспредела.
Любовь Чижова: Резюмирует председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева:
Людмила Алексеева: Милиция просто является орудием этого, я бы сказала геноцида чеченцев. Прокуратура скорее на стороне милиции, чем на стороне закона, остальные органы власти - или бездействуют, или, когда обращаются, то неэффективно, и получается, что противостоять этому могут только нормальные люди, граждане этого государства, я надеюсь, такие остались, не все же очумели в связи с десятилетней чеченской войной.
Андрей Шарый: Чеченцы в российском обществе – у микрофона Андрей Бабицкий.