Лариса Богораз, одна из активных сторонниц немедленного прекращения войны в Чечне и участник всероссийского движения «Нет», выступающего против войны на Кавказе. По специальности лингвист. Одна из тех, кто стоял у истоков диссидентского движения в СССР. Собирала и распространяла материалы о первых диссидентских судебных процессах середины 60-х гг. (суд над Даниэлем и Синявским, суд над Гинзбургом и Галансковым). Участвовала в кампании писем и обращений в защиту арестованных за инакомыслие.
В августе 1968 г. советские войска оккупировали Чехословакию — тогдашнюю союзницу СССР по Варшавскому Договору — чтобы пресечь попытку чехословацких коммунистов придать советской модели социализма «человеческое лицо», т.е. совместить ее с политическими свободами и правовыми нормами. 25 августа Богораз приняла участие в демонстрации протеста на Красной площади в Москве.
Их было всего 7 человек. Демонстрация продлилась всего несколько минут. Сотрудники КГБ и милиции вместе с «общественниками» из ДНД вырвали плакаты у ее участников, самих их всех арестовали. Каждый получил свой приговор. Сама Лариса Богораз получила 4 года ссылки в Восточную Сибирь. А в это время весь советский народ на организованных начальством собраниях и на страницах официальных газет решительно одобрял и поддерживал решительные действия «руководства партии и правительства» против отступников от единственно верного советского пути.
На суде Лариса Богораз заявила: «Именно митинги, радио, сообщения в прессе о всеобщей поддержке побудили меня сказать: я против, я несогласна».
После нордостовской истории она написала в «Обращении к согражданам»:
«Несколько лет назад множество российских граждан требовали прекращения войны в Чечне. Мы проводили мирные митинги, требовали прекращения войны в своих протестных письмах. Митинги оказались слишком малочисленными, требования робкими, нерешительными. Ни политические лидеры, ни Президент даже не вступили в дискуссию по этому поводу. Вероятно, антивоенные митинги должны были быть более массовыми, более последовательными. Возможно, если бы не наша пассивность, наше равнодушие, дело и не дошло бы до трагедии. Я адресую свое обвинение себе самой и каждому из вас, сограждане».
Сегодня, несмотря на робость антивоенного движения в России и тотальный пропутинский контроль над прессой, после событий в Норд-Осте российские общественные организации все чаще и громче заявляют о себе и выступают с требованием прекратить геноцидную войну против Чеченского государства и его народа. Одной из таких организаций является Оргкомитет Общественной инициативы «За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение». В 6-м номере «Антивоенного вестника», издающегося в Санкт-Петербурге, были опубликованы тезисы этой организации, представляющий собой некий план действий за прекращение военной агрессии России.
Тезисы Оргкомитета Общественной инициативы «За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение»
«1. Уже почти три года идет очередная война в Чечне. Разрушены десятки городов и сел. Погибли десятки тысяч людей. Российских солдат, чеченских бойцов. Но больше всего — мирных жителей. Жизнь сотен тысяч других искалечена. Они лишились крова, имущества, привычной среды обитания, часто — родных и близких — и либо стали беженцами, либо влачат жалкое существование на пепелищах, систематически подвергаясь насилиям и издевательствам.
2. Россия ведет войну не против торговцев людьми и наркотиками, не против религиозного экстремизма и «международного терроризма». Истинная цель этой войны — удержание территории Чечни под властью российского государства.
3. Неспособность военной машины России, несмотря на колоссальное превосходство в ресурсах, подавить вооруженное сопротивление в Чечне показывает: в сопротивление вовлечена значительная часть чеченского общества, сопротивление пользуется массовой поддержкой. Источник сопротивления — неприятие чеченским обществом российской власти. Российское государство для него было и остается чуждой, враждебной силой, несущей горе и смерть. Чеченский народ — главное препятствие на пути восстановления российской власти над территорией Чечни. Война в Чечне — это война России против чеченского народа.
4. Война против народа не может быть иной. Невозможно без систематического и массового насилия удерживать власть над народом вопреки его явно выраженной, решительной и устойчивой воле. Признавая право государства на насильственное удержание народов под своей властью любой ценой, приходится мириться с такими «издержками», как массовая гибель людей, голод, холод и болезни в беженских палаточных лагерях, избиения и пытки в фильтропунктах, обезображенные трупы «исчезнувших» после задержания. Если же мы считаем такую цену недопустимой, мы должны допустить возможность отделения народа, не желающего жить под властью нашего государства.
5. Когда сохранение контроля над какой-либо территорией возможно лишь ценой постоянного и массового попрания элементарных прав людей, эту территорию населяющих, право государства на сохранение своей территориальной целостности должно отступать перед правом каждого народа на самоопределение вплоть до отделения и образование собственного государства.
6. Признание права на самоопределение не означает немедленного признания независимости Чечни. Оно означает лишь признание того, что решать свою судьбу в последней инстанции может лишь сам народ и только он.
7. Только принципиальное признание права чеченского народа на самоопределение может положить конец кровопролитию. Только оно откроет возможность перехода от военного противоборства к ненасильственным формам борьбы за определение будущего Чечни. Только оно создаст почву для переговоров между противостоящими сторонами. Только тогда у переговоров появляется и свой предмет: создание условий для свободного волеизъявления чеченского народа, результаты которого будут признаны окончательными Россией, мировым сообществом, самими чеченцами.
8. Наиболее продуктивным результатом таких переговоров могло бы стать соглашение о передаче Чечни под временное международное управление, опирающееся на миротворческие силы, солдаты которых не будут ненавидеть местных жителей как «мятежников» и сами не будут ненавидимы ими как «оккупанты». Только такие силы при поддержке большинства чеченцев (в том числе и воевавших против России) смогут обуздать религиозных экстремистов и криминальные элементы, создать условия для восстановления нормальной жизни, построения гражданских структур, возвращения беженцев. Тогда только, через несколько лет можно будет провести референдум и передать власть администрации, избранной народом Чечни. Такой вариант в наибольшей степени отвечает истинным, а не мнимым, законным и справедливым интересам российского общества и государства: мирная, предсказуемая Чечня.
9. Только имперская спесь и страх нашей политической элиты перед тем, что совершенные ею в ходе этой войны преступления лишатся оправдания в глазах общества, мешают России встать на путь мирного урегулирования. Ведь «отпустить» Чечню — значит показать, что эта война была лишена смысла с самого начала. Поэтому власть делает все, чтобы не допустить осознания российским обществом необходимости и возможности прекращения войны путем переговоров между воюющими сторонами на основе принципиального признания права чеченского народа на самоопределение.
10. Только если общество осознает это вопреки усилиям власти, продолжение войны станет для власти опаснее ее прекращения. Оргкомитет Общественной инициативы «За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение» призывает всех, чья совесть не позволяет мириться с тем, что происходит в Чечне и России, направить свои усилия на формирование массового движения, которое сможет заставить нынешнее государственное руководство либо предпринять немедленные шаги к прекращению гибели и страданий людей, либо уйти. Для этого мы считаем необходимым создание эффективно действующей организации, которая окажется в состоянии прорвать информационную блокаду и донести до сознания большей части общества несколько простых истин:
Война в Чечне — несправедливая, грязная, позорная, преступная колониальная война, и она не может быть оправданна никакими «высшими государственными интересами». Нельзя принуждать какой-либо народ жить в составе нашего государства силой оружия и ценой крови. Народ Чечни, как и любой другой, имеет неотъемлемое право самостоятельно распоряжаться своей землей. Это не наша земля. И наши солдаты там — захватчики. Нельзя брать чужое. Оно все равно не пойдет в прок. Империи, скрепленные железом и кровью, обречены на гибель. Кровь не скрепляет фундамент единства общества, а, наоборот, неотвратимо разъедает его. Многонациональное государство может существовать лишь как добровольный союз входящих в него народов. Тот, кто не смог добиться такого согласия и встал на путь насилия и подавления, сеет ветер и пожнет бурю.
За вашу и нашу свободу!»
Отдел сотрудничества и СМИ,