«В Челябинске вернувшийся с чеченской войны Радик Гафаров пытался изнасиловать собственную мать. В Нижнем Новгороде 21-летний ветеран чеченской кампании через неделю после свадьбы зарезал свою жену. В Кирове бывший контрактник убил двоих домочадцев… Десятки, сотни примеров, когда вчерашний герой…, уйдя с передовой на гражданку, становится преступником. Медики объясняют это малоизученным «посттравматическим синдромом». Подобное наблюдалось у американцев после Вьетнама, многие из них попали в тюрьму, тысячи покончили с собой. Именно тогда американцы поняли: в современной войне без психиатра не обойтись», пишет в восркесном выпуске Интернет-издание Собкор.Ру.
«Чем бессмысленнее, бездарнее ведется война, тем больше психологического травматизма. Когда защищаешь свою землю от агрессора – это одно, когда наводишь «конституционный порядок» или выполняешь «интернациональный долг» – это совсем другое»…
«Часто нет даже уверенности в том, что эта война справедлива и оправданна, - пишет далее автор материала Сергей Павленков.
Читает ветеран газеты, а там пишут, как Грачев вооружал будущих боевиков, как из Чечни уплывают миллионы нефтяных долларов, как наши офицеры продают солдат в рабство чеченцам, как воруют деньги на восстановление. И становится понятно, что эта война – не ради победы, и ты в ней – лишь пушечное мясо, фишка в большой политической и финансовой игре. Есть отчего съехать контуженной солдатской «крыше».
«В нашем Отечестве роль врачевателя душ традиционно заменяет политрук, а стрессы снимаются при помощи водки. Психологов солдаты называют балаболами и относятся к ним с подозрением. «Мало того, что нас гонят к этим проклятым «чехам», так еще после пытаются сделать из нас психов, - говорит демобилизованный Сергей К. из Подольска. – Лучше бы деньги вовремя платили да льготы прибавили».
Солдаты-«чеченцы» настолько бесправны, что забота об их психологической реабилитации порой и вправду выглядит показухой, -пишет далее Интернет-издание Собкор.Ру.
«Медики говорят: около 10 тысяч ветеранов недавних войн нуждаются в серьезной психологической помощи. Из них признает свои проблемы едва ли половина. Остальные считают себя вполне здоровыми. Более того: не на шутку оскорбляются, когда кто-нибудь говорит о необходимости «подлечиться».
Контуженный полковник Буданов с осколком в голове определял судьбы и жизни сотен людей. Сегодня большинство военных на его стороне, хотя для всех очевидно: Буданов – убийца. Действует закон корпоративной солидарности: раз судят героя войны – судят всю армию. Вот если бы полковник стал стрелять по своим, значит, точно съехал. А убить чеченку – кто ж без греха?»
Далее автор пишет – «Говорят, Буданов - жертва войны. Сколько же в российской армии еще таких нераспознанных жертв? В недавнем телешоу въедливый правозащитник Ковалев спросил губернатора Шаманова: «Как давно вы проходили психиатрическое обследование, господин генерал?» Шаманов обиженно ответил, что в этом нет необходимости. А, по-моему, необходимость есть, и обижаться не на что».
Отдел сотрудничества и СМИ,