Второго Хасавюрта не будет

Второго Хасавюрта не будет

«Ельцин, не суй свой нос в Чечню – будет цел!» - писали мы, участники антивоенных митингов, на плакатах в декабре 1994 года, когда русские оккупационные войска вошли в Чеченскую республику, а президент Ельцин, по своему обыкновению, слег в ЦКБ с воспалением носовой перегородки. Но это было только начало. Сование своего носа в Чечню стало национальной забавой самодержцев российских, лучшим предвыборным козырем и первейшей статьей бюджетных расходов - царская охота на сепаратистов, экстремистов и «ваххабистов» заменила так и не найденную высокоумными аналитиками пресловутую национальную идею.  Да и какая может быть национальная идея, если даже русские солдаты, побывшие в Чечне и не озверевшие вконец, нередко уходят в Сопротивление и принимают ислам. А не наоборот. Покажите хоть одного перешедшего под юрисдикцию Московского патриархата чеченского бойца – нет таких.

Почему-то российское руководство вообразило, что сейчас ему можно все. Как будто факт отравления собственных граждан ядовитым газом дает ему какие-то права на международной арене.  Введя цензуру в своих СМИ, Россия с маниакальным упорством пытается диктовать свои правила и вовне: она придирчиво выискивает зловредные иностранные издания,  осмелившиеся назвать чеченцев не «террористами», а «повстанцами» (не ангелами небесными, нет!), и шлет тем проштрафившимся странам ноты протеста – тоннами. Чтоб не забывали великую державу.

Правозащитников, похоже, также окончательно зачисляют в «пособники террористов» и делают очередным объектом царской охоты. Хотя прошлогоднюю московскую конференцию за прекращение войны в Чечне и не запретили, но до последнего момента не было ясно, не откажут ли предоставить помещение – на этот случай для участников уже были заготовлены автобусы, чтобы отвезти их в другое место (если раньше не отвезут до ближайшего  отделения милиции). Но конференция с участием европейских представителей  все-таки не получилась благодаря усилиям России. Депутату Европарламента Оливье Дюпюи отказали во въездной российской визе.  Поэтому в мероприятии участвовали представители лишь российских и чеченских организаций.

В это же время прикормленные Кремлем другие чеченцы встречались с милым их сердцу российским президентом, за войну в Чечне ответственным лично. И эта встреча стала неким ответом российским правозащитникам, хором выступившим за начало переговоров Путина с Масхадовым и наивно высказывавшим соображения, что Путин, конечно, захочет остановить кровавую бойню. «Второго Хасавюрта не будет!» - был ответ тем, кто еще сомневался. Призывы к миру явно подействовали Путину на нервы, и он впал в милитаристскую истерику:

«Те, кто выбирает Масхадова – выбирает войну… Все сторонники Масхадова будут рассматриваться нами как пособники террористов…».


В ответ заметно радикализировавшиеся  после «норд-остовских» событий правозащитники всерьез стали обсуждать вопрос о введении на территорию Чечни международных миротворческих сил и привлечения Путина к суду за военные преступления в Чечне. Кто бы мог подумать, что такое возможно – еще в 1999 году самым крамольным лозунгом было «Мы хотим знать правду о войне в Чечне!». Что ни говори, а Мовсар Бараев здорово прочистил всем мозги. Тем, кто не совсем был безнадежен.

По мнению Путина, акция в Москве была направлена на «обострение ситуации в Чечне, где стали необратимы мирные процессы – работают школы, больницы, вузы и собран рекордный урожай». Мнение довольно нелепое, как будто отряд Бараева приехал в Москву протестовать против рекордного чеченского урожая.

Не знаю как там, в Чечне с озимыми и яровыми и сколько приписали чиновники для порядку, но вот урожай вранья в целом по стране собран действительно рекордный. Есть чем гордиться немало потрудившимся на этой ниве господам Ястржембским и иже с ними. На одном вранье, конечно, далеко не уедешь, поэтому в ходу пропаганда, второй столп тоталитарного государства после террора. Жалостные истории про доблестных солдат  - героев «чеченской» войны, наследников Александра Матросова буквально заполонили российские телеканалы. Худшие образцы советского агитпропа вернулись на наши экраны и на страницы «независимых» газет.

А на  этом фоне оккупационная власть планирует незаметно провести в Чечне нужный ей референдум и выборы. Кандидатов хоть отбавляй – практически все промосковские чеченцы жаждут принять в них участие. Затем они и ходили к Путину, после Норд-Оста, получать благословение. В общем, растит Кремль будущую элиту российской дипломатии, что бы Доку Завгаев был не один в Африке.

Второго Хасавюрта не будет – вместо него объявлена тотальная охота на всех, кто не согласен с «генеральной линией» партии и правительства и не выступает в едином порыве  с любимым президентом за единую и неделимую. Второго Хасавюрта не будет, потому что это позор России?

Однако второго Хасавюрта действительно не будет. И не потому, что этого не хочет Путин. Об этом не раз говорили чеченские лидеры. Не будет второго Хасавюрта, прежде всего, потому, что Россия давно нарушила подписанный в этом чеченском городе в Дагестане в 1996 году договор и вторглась на территорию суверенной республики Ичкерия. Хасавюрт был похоронен в 1999 году.

Но в 1996 еще был шанс отпустить Чечню с миром без особого ущерба для России – как экономического, так политического и морального. После начала второй русско-чеченской военной кампании этот шанс представляется невозможным.

Путин ясно высказал, чего он боится: «Если сегодня не решить проблему Чечни, будут предприняты новые попытки создания пресловутого халифата… В этот халифат должен войти не только Северный Кавказ, но и часть Краснодарского и Ставропольского краев, а потом последуют попытки раскачать обстановку в многонациональном  Поволжье»…Далее везде.

Если об этом уже говорит открытым текстом сам хозяин Кремля, значит империя действительно близка к развалу и панически боится любых, даже самых невероятных сценариев, которые рождаются в воспаленном мозгу ее руководителей. Она будет цепляться за любой шанс избежать справедливого исторического возмездия, пока не затрещит по швам взорвавшихся границ. Так что новый Хасавюрт, даже, если на него вдруг согласятся чеченцы, все равно не спасет. Война в Афганистане стала началом развала СССР. Война в Чечне развалит Россию. Чем дольше там воевать, тем это вероятнее.

Анастасия Дроздова, (Чечен.ру).

Для «Кавказ-Центра»