Чечня – серьезная проблема… Японии
Дезинформация российского информационного агентства «Интерфакс», распространенная в минувшую субботу, о причастности некоторых японских журналистов к так называемой «террористической деятельности на стороне чеченских боевиков», вызвало не только резкую отповедь японцев, но и всплеск интереса к «японскому следу» на Кавказе. В редакцию «Кавказ-Центра» пришли десятки писем от постоянных посетителей сайта Kavkazcenter.com с просьбой рассказать о позиции Японии по «чеченскому вопросу».
Отвечая на просьбу постоянных посетителей сайта Kavkazcenter.com, редакция «Кавказ-Центра» предлагает вниманию читателей фрагменты публичной дискуссии по чеченскому вопросу, которая прошла в парламенте Японии в конце прошлого года с участием премьер-министра Японии Койдзуми. Эта дискуссия, на наш взгляд, отражает примерную позицию руководства этой страны и политических групп, в той или иной степени, влияющие на политику японского государства.
В начале ноября в палате представителей (Shu-gi-in) Японского парламента в комитете государственной политики состоялись дебаты руководителей политических партий Японии. Господин Итиро ОДЗАВА от Либеральной Партии (ЛП), поднял Чеченскую проблему и познакомил со своими взглядами премьер-министра Джюн-итиро КОЙДЗУМИ. После дебатов на пресс-конференции г-н ОДЗАВА дополнительно высказал свою точку зрения по Чеченской проблеме.
Предлагаемый перевод неофициальный и сделан редакцией сайта ChechenWatch на основе электронного почтового журнала ЛП номер 178. Итиро ОДЗАВА родился 1942 году в префектуре Ивате и в 1969 году, в возрасте 27 лет был избран депутатом палаты представителей от Либерал-Демократической Партии Японии (ЛДПЯ – правительственная партия). Он до сих пор сохраняет свое место в парламенте. В разные времена ОДЗАВА занимал посты министров, а также генерального секретаря ЛДПЯ. Ушел из ЛДПЯ в 1993 году. Руководил партиями Син-сей-то и Син-син-то, а в 1996 году создал Либеральную Партию, которая сейчас находится в оппозиции к правительству Японии.
Дебаты в Комитете Государственной Политики Палаты Представителей.
Итиро ОДЗАВА:
В течение дебатов я спросил г-на премьер-министра, что он думает по поводу продолжительных кровавых столкновений между Палестиной и Израилем, когда палестинцы, включая женщин и детей, обвязанные бомбами, атакуют как смертники. Помните, как я спросил: - «Как Вы, премьер-министр, считаете ли такие акции террором или национальным сопротивлением людей, требующими самоопределения Палестины?»
Очевидно, что Япония соответствующим образом должна относиться к этой проблеме. Но, к сожалению, г-н премьер-министр не ответил конкретно. Он отделался абстрактными словами: - «Мне, кажется, очень важно сохранение мира, очень важны переговоры…»
Почему я спрашиваю Вас об этом? Потому что мнение международного сообщества на этот счет также весьма расплывчато и нестабильно. А на Вас, г-н премьер-министр, лежит главная ответственность за безопасность страны и за жизнь граждан Японии, так как Вы являетесь высшим руководителем страны. (По японской конституции император является лишь символом единства нации).
Я считаю, что премьер-министр должен иметь свое собственное понимание и взгляд по Палестинской проблеме, которая находится в фокусе международного внимания. Необходимо четко высказать свое мнение перед людьми. В связи с этим я очень волнуюсь, потому что Вы, премьер-министр, не можете высказать четко свое суждение по этому вопросу. Прошу Вас, сегодня же откровенно выскажите Ваше мнение.
Совсем недавно в столице России, в Москве, Чеченские повстанцы захватили театр (ДК «Дубровка»). Тогда Вы комментировали более конкретно: - «Нельзя допускать терроризм! Надо решительно воевать с терроризмом!»
Такие действия рассматриваются как терракт. Это понятно. Но, если вести отсчет со времен царской России многовековой агрессии России и сопротивления Чеченцев, то с точки зрения такого исторического факта, мне кажется, почти все Чеченцы хотят добиться самоопределения своего народа и независимости, – и это несомненно и то же вполне понятно и определенно.
Россия систематически бросает туда свою армию и подавляет чеченский народ вооруженной силой. Как Вы премьер-министр понимаете и осознаете эту реальность? Если Россия права, то, следуя Вашим словам, Япония должна решительно воевать с терроризмом на стороне России? Но если вы считаете, что должна уважаться воля Чеченцев, стремящихся к своей независимости, и они сами должны определиться, то Вы, г-н КОЙДЗУМИ, как премьер-министр Японии, должны четко высказать России свое мнение и настоять на выводе войск из Чечни.
Россия обязана предоставить Чеченцам право самим решать: быть независимыми или оставаться в составе России. Это почти такая же проблема как в Палестине, как мне кажется. Я считаю, что премьер-министр, как высшее ответственное лицо страны, должен иметь свою точку зрения, в соответствии с которой должна строиться глобальная стратегия и политика, гарантирующие безопасность Японского государства и Японской нации. Прошу Вас, выскажите Ваше понимание и Вашу точку зрения по Чеченской проблеме.
Премьер-министр КОИДЗУМИ:
Мне кажется, по этой проблеме существуют различные мнения. Сейчас я не смогу просто так определиться. Или это проблема, к которой необходимо относиться конкретно и глубоко, или же, если мы не прямо заинтересованные лица, то необходимо оценивать эту ситуацию, наблюдая за ней издали, сохраняя дистанцию. Здесь необходимо политическое суждение.
Поэтому для Японии, которой необходимо иметь выгодное место в международном сообществе, и если ставить вопрос о ее вмешательстве в проблему взаимоотношений между Россией и Чечни, то мне кажется, что для Японии лучше дистанцироваться.
Итиро ОДЗАВА:
Я же не спрашиваю о необходимости сохранять дистанцию перед конкретными действиями. Прежде всего, я спрашиваю, какую позицию в таких вопросах должен занимать премьер-министр, учитывая интересы Японии. Особенно по Чечне. Ведь эта проблема лежит на поверхности и гораздо ясней чем Палестинская?
Из истории видно, что Российская Империя всегда первой подавляла Чечню и насильно аннексировала ее, и с тех пор по сей день продолжается эта проблема. Что конкретно можно сделать для урегулирования Российско-Чеченских отношений?
Но самое главное, как мне кажется, Вам, как премьер-министру, необходимо четкое знание сути вопроса для того, чтобы правильно вести государственную политику. Не говоря о каждом техническом вопросе, Вы должны иметь верное политическое убеждение. Мне кажется, сейчас в Японии не хватает компетенции в этом вопросе, и именно поэтому японские общество и политика страдают и плетутся в хвосте. Это самая серьезная проблема Японии.
На пресс-конференции
После закрытия дебатов, в штабе Либеральной Партии состоялась пресс-конференция. Здесь приводятся отрывки, касающиеся Чечни.
Журналист: Как Вы оцениваете познания позицию премьер-министра г-на КОЙДЗУМИ по чеченскому вопросу в результате сегодняшних дебатах?
Итиро ОДЗАВА:
Я считаю не всегда возможно в конкретной международной политике разделить черное и белое. Но мне кажется, необходимо иметь твердые убеждения. Иначе невозможно построить мировую стратегию государства.
У премьер-министра нет четких убеждений в дебатируемых вопросах, и поэтому возникает впечатление, что имеешь дело с посторонним человеком, утверждающим, что нельзя влезать слишком глубоко в это дело или же о необходимости сохранять расстояние и так далее.
Однако в Чеченской же проблеме, если смотреть исторически, все ясно как на ладони!
Поразительно долго Российская Империя завоевывала Чечню. Но и после того как подавила ее, Россия продолжала страдать от мощного сопротивления чеченцев в борьбе за независимость. И сейчас происходит то же самое.
Упоминая это, премьер-министр говорит о вмешательстве во внутреннюю политику России, и поэтому, якобы, об этом нельзя говорить. Но хорошо, если так, то как быть с нашими Северными Территориями? Ведь Россия оккупировала наши земли? Согласно Российской логике это уже их земля, и нам уже нельзя упоминать эти территории, как о землях Японии.
Чечня тоже сначала была вне территории Российской Империи.
Мне хотелось об этом тоже высказать, но, к сожалению, не хватило времени. Мне кажется все это взаимосвязано.
Уже давно Европейцы говорят о Чечне. И осуждают ошибочные шаги России. Почему же Япония должна по-идиотски, издалека, на это смотреть?
Как поступить конкретно, при каждом шаге? Об этом нужно думать не спеша и осторожно, но при этом я вправе спросить об основных убеждениях руководителя. Без знания этого вопроса он не может владеть ситуацией!
Насколько Романовское Царство пострадало, прежде чем захватить Чечню? На это пришлось двести, нет, триста лет! Конечно, не хорошо захватывать театр и брать заложников. Мы не можем это поддерживать. Но подумайте о причинах произошедшего?
Я спрашиваю: «А что, позволительно Российской армии топтать Чечню?»
И поэтому я сказал, что Чеченская проблема для Японцев гораздо проще и понятнее. А раз так, то почему г-н премьер-министр не может ответить?
В сущности, это державный эгоизм: – смотрите, у Китая та же проблема в Синзяне (Восточный Туркистан или Уйгуристан ). И в России те же проблемы, и не только Чечня.
Я спрашиваю: «Премьер-министр, будете ли Вы настаивать на принципе свободного волеизъявления народов?»
Если посмотреть на действительность, говоря о северных островах, то сейчас они под контролем России. Нам невозможно отобрать их силой. И невозможно сразу же реализовать возвращение северных островов, хотя мы утверждаем, что они должны принадлежать Японии.
Но мы должны быть четко привержены принципу: - «Северные острова – это Японская земля! Мы никогда не отступим от этого требования». Это очень важный принцип.
Я спрашивал о таком принципе. Я хотел от него услышать: «Чеченский вопрос лучшего всего могут разрешить сами Чеченцы. И такое решение мы, Японцы, поддерживаем.»
Перевод на русский язык и замечания ВАТАНАБЕ Чиаки,
ChechenWatch
Отдел сотрудничества и СМИ,
«Кавказ-Центр»