Война на Кавказе. Мнение эксперта

Война на Кавказе. Мнение эксперта
На днях в Институте перспективных исследований России имени Джорджа Кеннана состоялась дискуссия на тему «Война в Чечне: антитеррористическая операция или катастрофа в области прав человека?». С докладом на эту тему выступил профессор кафедры государственного управления и директор «Программы мира» при Корнельском университете Мэтью Эванджелиста, автор многочисленных статей в научных журналах, а также трех книг «Нововведения и гонка вооружений», «Нестроевые вооруженные силы и холодная война» и только что опубликованной Брукингским институтом «Чеченские войны: пойдет ли Россия по стопам Советского Союза».

Помимо Корнельского университета профессор Эванджелиста вел научную деятельность в Гарвардском, Стэнфордском университетах и Европейском институте во Флоренции.

Американские информационные источники сообщают, что в ходе своего выступления профессор Эванджелиста дал историческую справку о двух войнах, развязанных Россией в Чечне за последние восемь лет, которые были отмечены беспорядочными бомбардировками городов и сел, массовым загоном жителей в так называемые «фильтрационные лагеря», исчезновением людей, пытками и казнями без суда и следствия.

По утверждению профессора, во время этих войн, согласно подсчетам, погибло более ста тысяч человек, преимущественно мирных граждан, и сотни тысяч стали беженцами. Военная кампания в Чечне идет в нарушение многих международных и европейских законов и соглашений, в том числе Женевских конвенций, Европейской конвенции о правах человека и Европейской конвенции о предотвращении наказаний, пыток и бесчеловечного и унизительного отношения к людям.

«Поэтому не удивительно, что организации, выступающие в защиту прав человека, такие как «Международная амнистия», «Красный крест» и «Хьюман райтс уотч» критикуют политику России, - продолжал Эванджелиста. - Европейские организации и правительства периодически напоминают общественному мнению о войне в Чечне. Это же делают и Соединенные Штаты, хотя и не так часто. Европейские институты, к примеру, призывают Москву к переговорам с позиции доброй воли с целью прекращения войны, защиты мирного населения и привлечения к ответственности виновных в совершении зверств».

К сожалению, как констатировал профессор Эванджелиста, Россия отказывается внять этим призывам.

По мнению Эванджелиста события 11 сентября 2001 года в корне изменили лицо международной политики. Если характеризовать терроризм как насилие над мирным населением для достижения политических целей, то многие из действий российских войск в Чечне подпадают под это определение - беспощадное уничтожение целых деревень, массированные бомбардировки Грозного и других городов, поголовное задержание мирных граждан, пытки и убийства.

Мэтью Эванджелиста считает, что чеченцы тоже прибегают к террористическим действиям, начиная с первой войны и до взрыва в декабре здания промосковской оккупационной администрации в чеченской столице. По мнению профессора, последние акции чеченцев укрепили поддержку московского правительства со стороны россиян и усилили враждебное отношение к чеченцам, в целом.

Мэтью Эванджелист в совеем докладе задается вопросами – «Принимая во внимание тот факт, что терроризм всегда фигурировал в чеченских войнах, можно ли считать, что события 11 сентября изменили отношение Запада к ситуации в Чечне? Под Западом следует понимать Соединенные Штаты и их европейских союзников и международные организации, на которые они опираются. Следует ли Западу считать военные действия Москвы в Чечне частью международной войны против глобального терроризма? А если так, следует ли ограничить критику в отношении нарушения Россией прав человека в Чечне?»

И отвечает на эти вопросы - «Вы, вероятно, помните, что президент Владимир Путин был первым иностранным лидером, который позвонил президенту Джорджу Бушу и выразил соболезнования от имени своего народа в связи с нападениями 11 сентября. Считайте меня циничным человеком, но у меня были подозрения в отношении мотивов бывшего агента КГБ. Мне казалось, что в то время он думал о Чечне. И он нашел поддержку в лице канцлера ФРГ Шредера. На встрече через две недели после этих терактов Шредер заявил, что международное сообщество должно подходить к ситуации в Чечне с другими мерками. Мне кажется, этого и ожидал Путин, а именно, что Запад должен перестать критиковать российские действия в Чечне, тогда Россия, со своей стороны, поддержит Запад в войне против «Аль-Кайды» и международного терроризма».

В последние несколько месяцев наблюдаются разительные перемены в отношении российско-чеченского конфликта, считает американский профессор, - Запад гораздо более решительно поддерживает официальную позицию Москвы и заметно смягчил критику российских методов ведения войны, невзирая на всю их жестокость. «В этой связи следует отметить, что президент Буш позвонил президенту Путину во время кризиса вокруг театрального центра в Москве, и выразил ему свою поддержку и сочувствие. Звонок Буша был явным ответом на звонок Путина, который выразил поддержку Бушу в связи с событиями 11 сентября», - резюмировал свое выступление Мэтью Эванджелиста.

После выступления состоялась дискуссия, в ходе которой журналист радиостанции «Голос Америки» спросил профессора Эванджелисту, считает ли он чеченцев «отрядом международных сил терроризма» и можно ли решить чеченскую проблему путем переговоров.

«С моей точки зрения, нельзя смотреть на ситуацию в Чечне только в рамках международного терроризма, - заявил профессор. - Там, конечно, сложная ситуация, и ее нельзя решить силой. По-моему, в переговоры надо включить всех представителей чеченского общества, в том числе президента Масхадова. Конечно, имеется элемент антитеррористической операции, но нельзя называть всех чеченцев террористами. Я думаю, что надо искать людей, с которыми можно договариваться».

По материалам американских СМИ.

Отдел сотрудничества и СМИ,
«Кавказ-Центр»