За две недели до топки
До 20 декабря осталось чуть более двух недель. Дата для восьмидесяти семи субъектов Федерации, пожалуй, особо ничем не примечательна. Для восьмидесяти семи - но не для двух: не для Чечни и не для Ингушетии. Потому что, по данным из палаточных лагерей чеченских беженцев, именно на 20 декабря намечено начало ликвидации этих самых лагерей. И, соответственно - массовое переселение тех, кто уже четвертый год там обитает. Некоторые лагеря - вроде «Имана» близ Аки-Юрта в Малгобекском районе Ингушетии - уже уничтожены, а люди вроде бы добровольно вывезены в Чечню. Но именно 20 декабря всем остальным беженцам, уже и так много месяцев лишенным гуманитарной помощи от российской власти, обещают вырубить газ и электричество. Информация об этом идет практически из всех палаточных лагерей Ингушетии; идет она - в более цивилизованной форме - и из властных кабинетов Москвы.
Первый заместитель начальника Федеральной миграционной службы МВД РФ Игорь Юнаш сказал, что палаточные лагеря в Ингушетии, где в настоящее время проживает более 18 тысяч беженцев, планируется полностью расселить к началу 2003 года. 12 тысяч беженцев, возвращающихся из Ингушетии, планируется расселить в частном секторе Чечни, еще шесть тысяч - в пунктах временного размещения, которые будут в ближайшее время открыты в республике. Ожидается, что основная масса беженцев вернется в Чечню в декабре. Насильно возвращаться в Чечню беженцев никто не заставляет, заявил информагентству Юнаш. Он подчеркнул: «В ФМС, прокуратуру ни одной жалобы о насильственном возвращении не поступало. Те беженцы, которые не захотят вернуться в Чечню, будут расселены в частном секторе Ингушетии». (lenta.ru)
Сразу замечу: те беженцы, кому материальное положение позволяет, давно живут в частном секторе Ингушетии. При том, что в той же Назрани блочная двухкомнатная квартира далеко не первой свежести стоит от 15 до 20 тысяч долларов: есть спрос - и предложение соответствует. Куда и на какие государственные деньги будут расселять в Ингушетии тех, кто не хочет ехать на родину, стреляющую и взрывающуюся - генерал Юнаш не пояснил. Не пояснил он и цифру в 18 тысяч: в лагерях, по данным правозащитников, насельников палаток на сегодняшний день насчитывается как минимум в три раза больше - до 60 тысяч.
По частному сектору в Чечне и тамошним пунктам временного размещения дело обстоит еще интереснее. Дело в том, что сами беженцы из крупнейших лагерей близ станицы Орджоникидзевской - «Алина», «Бэла», «Сацита» и «Спутник» - послали недавно делегатов в Грозный: узнать, как обстоят в Чечне дела с жилищами для тех, кто хочет вернуться. В мэрии Грозного и в МЧС Чечни авторитетно ответили ходокам, что для перемещенных на родину лиц к 15 декабря приготовят другой такой же лагерь. На тысячу человек. Плюс - возможно, месяца через три или четыре - пункт временного размещения (ПВР). Не пункты - а пункт, один ПВР на пять-шесть тысяч; и ключевое слово - «возможно». По частному сектору не было сказано ничего.
Итого: тысяча реальных мест - против восемнадцати (шестидесяти) тысяч беженцев, которые должны покинуть лагеря до конца года. При этом социо-политический расклад в Чечне - врагу не пожелаешь. Ибо достойная лучшего применения спешка в выдворении беженцев на родные места, не столь от Ингушетии отдаленные - это лишь одна сторона вопроса.
С другой стороны - война в Чечне, о наличии которой так недавно сказал российский президент. А с третьей можно наблюдать резко активизировавшиеся в последнее время противоречия администрации Ахмада Кадырова с различного рода российским начальством. То есть - и с руководством Объединенной группировки войск на Северном Кавказе (лишь один из свежих примеров, как раз по жилью - разрушение войсками жилых многоэтажек вокруг Ханкалы: армейские отрицают сам факт сноса, а чеченское правительство не знает, где селить потерявших кров людей), и с федеральным центром: почему-то именно сейчас Кремлю устами Николая Патрушева понадобилось обнародовать цифру в 700 миллионов рублей, разбазаренных кадыровской администрацией.
В самом факте разбазаривания - кто бы сомневался; однако время для подсчетов выбрано крайне удачно. Особенно - для десятков тысяч беженцев, которых после 20 декабря на основе полной добровольности собираются забросить в топку новых чеченских боев разного рода и вида: от битв между федералами и боевиками - до очередного передела направляемых на восстановление Чечни финансов.
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «Московские Новости»
www.mn.ru