В ночь на пятницу представитель президента Ичкерии Ахмед Закаев прилетел из Копенгагена в Лондон. В аэропорту Хитроу полицейские изъяли у него паспорт, но под стражу не взяли. Теперь дело об экстрадиции господина Закаева рассмотрит лондонский суд. Как заявил Ъ господин Закаев, он сам инициировал этот процесс, чтобы получить возможность свободно перемещаться по всему миру.
В Англию, где проживает его семья, Ахмед Закаев отправился после ужина с друзьями в доме представителя Ичкерии в Дании Усмана Ферзаули. Как рассказал Ъ господин Ферзаули, в первую очередь они отметили мусульманский праздник Ураза-Байрам, а уже потом освобождение Ахмеда Закаева. Напомним, что накануне минюст Дании отказал России в его экстрадиции.
«Мы накрыли стол так, как это у нас делают дома, в Чечне,– сказал господин Ферзаули.– Моя жена приготовила чеченское национальное блюдо жижиг-галныш (мясо и галушки), праздничную халву и сладкий рисовый плов».
После недолгого застолья Ахмед Закаев попросил своего адвоката связаться с британской полицией, чтобы предупредить ее о своем прилете. При этом датчане, по словам ичкерийского представителя, не настаивали на том, чтобы их бывший заключенный уехал из страны: «Они сказали, что он может оставаться в Копенгагене ровно столько, сколько ему нужно».
До аэропорта, куда он отправился в сопровождении актрисы Ванессы Редгрейв, их машину сопровождал полицейский эскорт.
В аэропорту Хитроу, куда самолет прилетел поздним вечером, Ахмеда Закаева задержали британские полицейские. Несмотря на решение датских властей, господин Закаев остается в розыскном списке Интерпола, а потому должен был быть задержан в любой из 182 стран–членов этой организации с целью рассмотрения запроса России о его выдаче.
Ахмеда Закаева препроводили в полицейский участок, однако в дело немедленно вмешались актриса Ванесса Редгрейв, возглавляющая Международный комитет защиты Закаева, и известный российский правозащитник Владимир Буковский. Под их совместное поручительство Ахмед Закаев был отпущен, как сообщил Ъ сам Владимир Буковский, «без всяких вопросов». Теоретически под залог, однако, как сказал правозащитник, «мы пока ничего не платили».
При этом у чеченского эмиссара был изъят российский загранпаспорт, без которого он не может покинуть территорию Великобритании. 11 декабря Ахмед Закаев предстанет перед лондонским судом на Боу-стрит, который специализируется на вопросах экстрадиции. Суду предстоит определить, выдавать ли господина Закаева России по тем документам, которые датский минюст уже признал недостаточными. Правда, Генпрокуратура уже пообещала отправить в Англию дополненный вариант дела Закаева.
«Я сам подготовил свой арест в Лондоне,– сказал Ахмед Закаев.– Генпрокуратура России пытается обвинить меня в уголовных преступлениях. Поэтому для меня очень важно, чтобы этому была дана юридическая оценка. Евросоюз в лице датской юстиции уже дал оценку, но мне хотелось бы, чтобы еще и Великобритания сказала свое слово».
По словам директора Фонда гражданских свобод Александра Гольдфарба, Ахмед Закаев подал прошение о предоставлении ему политического убежища в Великобритании. Сам господин Закаев это опроверг, сказав, что должен сначала посоветоваться с Асланом Масхадовым. Согласно британским законам, выдача людей, подавших документы на политическое убежище, в страну их гражданства (то есть в случае с Ахмедом Закаевым – в Россию) заведомо невозможна.
Как показывает практика, судебные процессы об экстрадиции могут длиться месяцами (а дело Пиночета в этом отношении было рекордным – см. справку).
Тем временем защитники Ахмеда Закаева уже готовятся к началу суда на Боу-стрит. «Мне интересно знать, с каких пор английская полиция является подразделением ФСБ? – поинтересовался Владимир Буковский.– Если меня вызовут свидетелем в суд, я им скажу, что вся эта история компрометирует британскую полицию и британское правосудие».