Проблема Чечении – вопрос миропорядка и солидарности
Исторические факты
Из истории известно, что независимось Чечении была объявлена четыре раза: в 18 веке шейхом Мансуром Ушурма, в 19 веке имамом Шамилем, в 1918 году Горская Республика и в 1991 году Чеченская Республика во главе с Джохаром Дудаевым.. Российская империя имела больше силы и всякими средсвами, включая подкупы, нарушала естественную и самостоятельную жизнь чеченцев.
Немецкий писатель Фридрих Боденштадт, в 1847 году учавствовавший в военной экспедиции на Кавказе писал: «Экспедиция врагам не оставляет заметных следов, только кое-где из моря лесов видны российские сигнальные флажки. Несколько пленных и чуть-чуть животных – такие наши трофеи».
140 тысяч штук медалей с надписью «За покорение Чечни и Дагестана», выпущенных в 1859 году, подтверждают, что Чечения была завоеванной территорией, в последствии стала колонией.
Известно, что со времен захвата власти коммунистами до 1941 года в Чечении было 12 вооруженных восстаний в каждом из которых участвовало от 500 до 5000 людей.
В Азии и в Африке в прошлом веке прошли процессы деколонизации. Только в одной России они прошли частично, а немногочисленных народов, в частности на Кавказе, они не касались из-за сильного российского нажима.
Из-за тотальной ссылки в 1944 году и постоянного унижения чеченцев подсказывалась мысль, что в составе России они не могут себя чувствовать в безопасности. Нефтяная промышленность в Чечении не служила интересам чеченского народа. Жизненный уровень был низким, явная дискриминация чеченцев продолжалась до последних лет советской власти, показуха не удовлетворяла чеченский народ. Интересно на этот счет заметил Рамазан Абдулатипов, председатель Ассамблеи народов России, бывший министр по делам национальностей РФ. Его трудно причислить к числу сторонников Чечении: «А местная психология такова, что если даже люди из Москвы построят там золотые дворцы - эти дворцы все равно вызовут недовольство». ( «Коммерсант», 29. 12. 2000).
В российсих источниках часто пишется о недостатках чеченцев, об их отчаянном сопротивлении России. Таким образом, Россия берет на себя право оценивать и судить. Но вопрос стоит такой: почему русские пришли на чеченские земли и горы? Чеченцы их не звали. Захватнические интересы очевидны. Томас Маколей, английский историк и политик, это объясняет так: «Изуверы не пропускают случая отстаивать гонения, указывая на пороки, вызванные их же гонениями». («Энциклопедия афоризмов», изд. Аст, М.,1998, с.35).
Настоящее положение
Власти России освободительное движение чеченцев стараются обозвать уничижительными именами, то есть наклеивают этикетки, чтобы как-то оправдать свои зверские действия и свою колониальную войну. Тот же генерал НКВД Ветров, который в 1944 году выселял чеченцев в Казахстан, будучи в Литве в 1944-1945 годы, литовских партизан называл «бандитами» и убитых бросали на мостовые и на площадях для устрашения других. Между прочим, этот же генерал Ветров, по плану в 1945 году был намечен руководить захватом Дании, так что Чечения, Литва и Дания имеют общие исторические моменты. Теперь президент В.Путин поставил задачу чеченцев «мочить в сортире» как «террористов», представляя свои действия как бы благородными.
Об исторических параллелях российской лжи написал журналист Дмитрий Фурман: «На самом деле, естественно, это не совсем так и борьбу с чеченским сопротивлением можно представлять частью борьбы с исламистским экстремистским интернационалом не более, чем борьбу СССР с бандеровцами и балтийскими «лесными братьями» можно было представить как часть борьбы с гитлеризмом». («Общая газета», 22 11 2001).
Две войны последних лет против Чечении основываются на старом советском принципе насилия. По приходу к власти В.Путина, война в Чечении получила жестокий чекистский характер. Бывший директор ФСБ Николай Ковалев сказал: «Чекист не может быть бывшим, как сенбернар – порода – не может быть бывшей». («Итоги», 28 09 1999, с.6.). В.Путин поручил вести войну в Чечении ФСБ и, понятно, извесными методами НКВД, МГБ, КГБ.
Член Госдумы России Алексей Митрофанов о чеченцах и Чечении высказал такие империалистические и человеконенавистнические слова: «Чеченцы исповедуют идею государства-волка. У них даже на гербе нарисован волк. Это народ, который живет разбойными набегами. Все попытки «приучить» его приведут к тому, что чеченцы убедятся в нашей слабости. Цивилизовать их можно, только расселив диаспорами по России и миру. Я думаю, в Чечне надо оставить дивизию, разгрести завалы, восстановить кое-какое производство. А в идеале превратить всю территорию в учебный полигон для армии и внутренних войск. Чеченцы сами обеспечат для этого полный сервис». (Газета «Версия», 2000 г., №4).
Чеченка Сажи Умалатова, бывший народный депутат СССР, выражает такое убийственное чекистское мнение: «Пусть всех преступников расстреляют, пусть останется сто, тысяча человек, но они будут порядочными, честными людьми. От этих людей пойдут честные и порядочные люди. Других методов навести сейчас порядок в Чечне нет». («Аргументы и факты», 15 10 1997, с.8).
Бислан Гантамиров, чеченский коллаборационист, который якобы разрабатывает, по указанию России, новую конституцию Чечении, так выражает свою мораль: «Честность – это вообще понятие относительное какое-то, вы понимаете». («Итоги», 23 11 1999, с.6). Таким людям российские власти поручают разрабатывать документы по судьбе «новой демократической Чечении».
Как цинично об убийствах людей при зачистках говорит Владимир Каламанов, представитель президента РФ по правам человека в Чечении: «Но я вас очень прошу – при проведении данных операций подумайте и о состоянии сердечно-сосудистой системы Каламанова, Кадырова и всех остальных, потому, что сотни семей мгновенно выстраиваются у нас, а мы находимся в неведении вообще». («Итоги», 26 09 2000).
О том, что идет война не с «террористами», а со всем народом подтверждает сообщение оккупационного Урус-Мартановского ОВД о деревне Танги-Чу, в которой Буданов арестовал Эльзу Кунгаеву: «В этом районе все бандиты. И снайперы там действительно были, несколько даже задержали. Не знаем, правда, что с ними стало». («Коммерсант», 01 03 2001).
Станислав Ильясов, председатель марионеточного правительства Чечении, объяснил: «Ситуация спокойная. То, что стреляют... здесь бывают плановые перестрелки». («Итоги», 08 01 2002).
Это опровергает Малика Гезимиева, глава Кадыровской администрации Гудермеса: «Я стала ездить на работу в бэтээре». («Коммерсант», 28 11 2000).
То же самое говорит и Николай Кошман, полномочный представитель правительства России в Чечении: «Я на этот пост [главы Чечни] не пойду даже под наркозом!». («Час», 03 06 2000).
Олег Миронов, Уполномоченный РФ по правам человекав своем отчете «Сообщение о деятельности в 2000 году Уполномоченного по правам человека РФ» пишет: «...за один день в селе Гехи было задержано около 200 граждан. Из них 18 трупов местными жителями были найдены у селького кладбища».
Руслан Хасбулатов, российский политический деятель, жалуется, что В.Путин не доверяет эму: «Серьезными делами никто не занимается, интриги и сплетни, вот что мешает. Что мешает президенту Путину пригласить Хасбулатова и сказать: «Я тебя прошу, вот наведи порядок у себя в республике?!» («Итоги», 06 06 2000). Как чеченцу русские ему не поверят.
Адам Дениев, заместитель марионеточного главы Чечении. Он объявил: «Мы уже договорились о создании единого оргкомитета, в который войдут представители Аслаханова, Хасбулатова и движения «Третья сила».
(«Коммерсант», 05 04 2001).
Один омоновец на вопрос о конце войны сказал: «Война не кончится, пока здесь не будет уничтожено поколение тех, кому сейчас от 10 до 20 лет». («Общая газета», 22 03 2001).
Возожно, он сам этого не соображал, но слушал от начальства или почувствовал при припринятии задачи на очередную зачистку. Фактически это означает принципиальный взгляд на расистское решение чеченской проблемы. А кто это выполняют, какая армия России? Но это есть не случайности, не перегибы, а генеральная линия, стратегическая задача.
На это в той же газете в тот же день отвечает чеченский 39-летний партизан Рамзан: «Российская армия – это недоразумение. Банда мародеров и пъяниц». («Общая газета», 22 03 2001). Конечно, только такие подонки могут выполнять такую работу. Даже Геннадий Зюганов, член Думы РФ, плохо оценивает действия российской армии: «В Сталинграде мы окружили 330 тысяч фашистов - и ни одна собака не выскочила. А в Чечне поймали одноглазого Радуева и радуемся – а хромой Басаев убежал». («Новое время», 30 04 2000). Свой гнев при неудачах российские военные вымещают на безоружных мирных жителей.
Асламбек Аслаханов, депутат Госдумы, «избранный» от Чечении, так характеризиует положение в Чечении: «Сейчас стать во главе Чечни несложно. Достаточно договориться с военными: отпустите задержанных, завезите стройматериалы, дайте побольше «гуманитарки». Тот, которому это удастся, автоматически станет главой. Люди ошарашены войной и будут голосовать не разумом, а желудком. Помоги им, и они скажут этого человека нам прислал Аллах». («Коммерсант», 26 03 2001). Продолжительность войны России, ее растягивание и ставит цель истощать и вымучить людей, чтобы они сдались или были вытеснены из Родины. Известны случаи, когда омоновцы говорят жителям прямо: «Уезжайте отсюда. Покоя не будет».
Николай Патрушев, директор ФСБ, отсечку скорой победы в Чечении оправдывает так: «Уничтожить Басаева или Хаттаба мы способны и сегодня, но это чревато большими потерями с нашей стороны, что будет неоправданно большой платой». (ИТАР-ТАСС,16 05 2001).
Президент В.Путин открыто признал, что свой режим установить в Чечении, несмотря на массовый военный террор, не удалось: «Государственная машина в Чечне не сработала. Народ ни в чем не виноват. Государство оказалось неспособным защитить интересы чеченского народа». (Би-Би-Си, 24 06 2002).
Бывший секретарь Совета безопасности Иван Рыбкин в своем открытом письме к В.Путину пишет: «Я призываю Вас - откликнитесь на предложение законно избранного Президента Чеченской Республики Аслана Масхадова и начните мирные переговоры». (www.grani.ru; 27 06 2002).
Хорошо схватывающий сущность проблемы о намерениях чеченцев Сергей Ковалев, член Госдумы РФ, говорит: «Если бы чеченцы были готовы к безоговорочной капитуляции, они обошлись бы без всяких переговоров». («Общая газета», 31 01 2002, с.1).
Россия сегодня
Отто фон Габсбург, наследник бывшей Австро-Венгерской короны,
член Европарламента очень точно отозвался о сущности сегодняшней России: «Как можно доверять государству, которое сделало то, что было сделано в Чечне». (Радио «Свобода», 28 11 2000).
С 1994 года в России убито 8 членов Государственной Думы РФ: Айдзердзис, Скорочкин, Маскидонов, Поляков, Рохлин, Старовойтова, Мартемянов, Беляев. На днях в Москве убит губернатор Магадана Цветков.
В сентябре 2002 г. в Республике Македония состоялся съезд писателей ПЕН клуба на котором 250 делегатов в принятых резолюциях осудили военные действия России в Чечении, а также официальный запрет алфавита татар.
Лакмусовым показателем уровня демократии и прав человека в России является отказ русских властей в этом году выдать Далай-ламе транзитную визу в Монголию и второй раз – выдать ему въездную визу для посещения Бурятии и Калмыкии. Если такому государству угрожает Далай-лама или такое решение есть по просьбе Китая, то ясно какие демократические стандарты Россия применяет в отношении чеченцев, как нации «террористов».
Международные организации
Во время первой войны свою деятельнось в Чечении проявила ОБСЕ, помогла провести выборы Президента и Парламента Чечении. После первой войны и на второй войны эта организация вроде работает, но ничего не делает в прямом смысле. Внешне деятельность таже проявляет и Совет Европы, но с оглядкой на Россию.
Это хорошо подметил чен Госдумы РФ Сергей Ковалев: «И тогда Совет Европы и его парламентская Ассамблея создает комиссию ad hoc по Чечне. То есть специальную комиссию, посвященную одной этой проблеме. И руководит этой комиссией швейцарский генерал и парламентарий г-н Мюлеманн, и комиссия куда-то ездит в Россию и даже в Чечне разок-другой побывала. Она что-то там делает, эта комиссия, и ингода отчитывается перед Парламентской Ассамблеей. Я не стану входить в подробности этих отчетов – пустых , надо сказать – я приведу, вы уж простите меня за некоторое утрирование, только один яркий штрих: в отчете, например, пишется, что два или три раза члены комиссии обедали с господином Завгаевым. По моему, это самое большое достижение комиссии в попытку вникнуть в чеченскую проблему». («Новое время», N-18-19, с.15, 1998.)
Член Госдумы РФ Сергей Ковалев так характеризует работу Совета Европы: «Лорд Джадд довольно уже давно заблудился в маневрах между правдой и политессом. Как всегда, такие блуждания бывают в пользу политесса. Лорд Джадд способствует тому, чтобы эта имитация активности воспринималась всерьез». (Радио «Свобода», 04 06 2001).
А что говорит представитель Совета Европы Лорд Джадд, член ПАСЕ:
«Два момента более всего меня серьезно беспокоят. Один из них - отсутствие до сих пор каких-либо стремлений заключить мирное соглашение в Чечне…И мы полагаем, что для того, чтобы такие переговоры начались, в них должны быть вовлечены представители всех фракций чеченского общества, а не только тех, которых поддерживает Россия. И второе, где мы хотели бы увидеть прогресс, это проблема прав политических заключенных. Мы очень обеспокоены их положением». Слова хорошие, но что было сделано? (www.svoboda.org «Liberty Life», 2000 04 04).
Сергей Ковалев, член Госдумы РФ, точно заметил имитацию работы Совета Европы: «Дело в том, что в обсуждении чеченской проблемы в Страсбурге найден компромисс, но не компромиссное решение самой проблемы, а компромиссный стиль разговора». («Общая газета», 31 01 2002, с.1).
Организация Объединненых Наций можно сказать точно не занимается вопросом Чечении. В Женеве, в Комитете по правам человека, происходят пустые разговоры. Россия выступает в роли несправедливо обиженной.
Несмотря на то, мы считаем, что работать с политиками и парламентариями нужно. В 1995 году была создана Международная группа парламентариев по проблемам Чечении. Декларацию о создании группы подписали парламентарии 17 стран. Центр этой группы находится в Вильнюсе. Активными являются группы Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины. В группе состоит более 60 членов. Я являюсь генеральным секретарем . Мы организуем конференции, делаем заявления, распространяем информацию, помогаем общественным организациям. Информацию рассылаем и международным организациям. Мы это делаем и, думаем, желательно и другим выпускать открытки, конверты и другую информацию для распространения.
Европарламент 10 апреля 2002 года принял резолюцию о положении в Чечении, несколько резолюций принял Сенат США, Парламент Литвы и другие.
В 2001 году представители Радикальной партии из Европарламента (господин Оливье Дюпюи) собрали много подписей парламентариев и общественных деятелей со всего мира по поводу прекращения войны в Чечении. Опыт показывает, что надо расширять создание групп поддержки Чечении в разных парламентах Европы.
В 2000 году европейские писатели организовали проект «Литературный экспресс Европа 2000». Они на поезде объехали всю Европу. 61 писатель подписали обращение к президенту В.Путину об имперских амбициях России в связи с войной в Чечении.
В Литве и в других странах было принято много резолюций и обращений от имени людей культуры и науки. Литовские интелектуалы написали обращение «Во имя необходимой обороны» и «Несчастья мира – преступный разум».
Желательно создать Европейский комитет общественности по поддержке Чечении. Было бы хорошо, если за это дело брался бы датский комитет (господин Томас Ларсен). Общественные организации могут распространять информацию, организовывать акции, делать влияние на политиков.
Нельзя считать, что заявления, обращения не имеют никакого значения. Альтернатива – ничего не делать и молчать, быть равнодушным. При всех случаях нельзя разрешать свободно пройти любому политику – задать ему вопрос о народоубийстве в Чечении.
Личная ответственность В.Путина
Сейчас в мире бытует мнение, что нельзя переходить неправовую и кровавую дорогу России. Из-за того, что Россия сделала уступки США, что в сущности означает стратегический проигрыш России, нельзя отступиться от принципов справедливости и международного права. Торговля такими вещами калечит общество и приходит бумерангом назад этому исполнителю. Рабиндранат Тагор писал: «Чтобы безнравстренное намерение осуществилось,оно должно позаимствовать часть оружия из арсенала нравственности». («Энциклопедия афоризмов», изд. Аст, М.,1998, с.35). Это и есть благовидный предлог убийства чеченцев – «борьба с терроризмом».
Президент А.Масхадов от своей власти не был отстранен даже формально или незаконно. То же самое и с Парламентом Чечении. В одном выступлении президент В.Путин сказал, что эти чеченские институции уже не институции. И этого хватило чеченским народом избранную власть поставить вне закона. Даже не потрудились поиском юридического механизма это сделать. Покажите страну в Европе, где воля народа так уничтожалась как в Чечении. Это возможно только в странах других континентов, где властвуют гориллы.
Российский президент был следователем, прокурором, судъей, тюремщиком и стал исполнителем смертного приговора всему чеченскому народу. Поэтому вопрос легитимности чеченских властей всегда надо выдвигать.
И еще один концептуальный вопрос. Кто в мире дал право президенту В.Путину, чтобы не разговаривать с людьми, а вызывать, раскачать и провоцировать никому неприемлемый экстремистский образ мышления и поведения некоторых чеченских автономных групп или отдельных смертников?
Это есть международный вопрос, а В.Путин безответственно перед всем миром захватил такой образ поведения, решая лишь свои имперские амбиции. Здесь Россия стала не на правовой путь, а на грань неправового риска не для президентов, министров и генералов, а для простых людей, каждого из нас. Это уже узурпация прав других. Требовать соблюдать право имеет каждый. В том числе и международного.
Сегодня чеченцы уже как народ записаны в Красную книгу. Россия твердо стоит на пути уничтожения чеченцев. У нее на это есть средства. Но история пишет справедливый приговор. Надо помочь России одуматься. Французский писатель Виктор Гюго говорил: «Право – это все, что истинно и справедливо». («Энциклопедия афоризмов», изд. Аст, М.,1998, с.418).
На это мы и собрались здесь. Об этом надо говорить 24 часа в сутки. Мы люди с пониманием и сердцем.
Odminiu .3, 2001, Vilnius, Lithuania.
Tel/fax: (370 5) 212 01 07. E-mail:alendr@post.5ci.lt
Альгирдас Эндрюкайтис (Algirdas Endriukaitis)
Вильнюс – Копенгаген
2002. 10. 28.