Много хорошего оружия, мало хороших солдат
В XX веке Ближний Восток стал ареной многочисленных военных конфликтов. Однако армии арабских государств, оснащенные самым современным оружием и обученные иностранными инструкторами, за редким исключением, проявили себя далеко не лучшим образом.
Американский исследователь Кеннет Поллак\Kenneth M. Pollack, бывший аналитик ЦРУ\CIA специалист по региону Персидского залива, а ныне директор отдела проблем национальной безопасности Совета по Международным Отношениям\Council on Foreign Relations опубликовал книгу «Арабы на войне. Военная беспомощность. 1948-1991 годы»\Arabs at War. Military Effectiveness, 1948-1991.
Поллак, в частности, пишет, что западные военные аналитики традиционно оценивают потенциал воюющих сторон с точки зрения численности и подготовки войск, количества и качества техники, поддержки с воздуха и т.д. Однако, в случае с арабскими вооруженными силами такая логика часто не срабатывает. Тому есть много примеров.
В 1944 году советские войска провели в Белоруссии операцию «Багратион» против германской группы армий «Центр». Немецкие войска были укомплектованы ветеранами, которые занимали прекрасно подготовленные рубежи обороны. Однако советские войска смогли незаметно создать мощные ударные группировки. Перед началом наступления они обладали трехкратным численным превосходством в живой силе и многократным превосходством в танках и артиллерии. Результат операции был блестящим: через два месяца советские войска находились уже в Польше - примерно в 1 тыс. км от места, где они начинали наступление. Германия потеряла примерно полмиллиона своих лучших солдат убитыми, ранеными и пленными. В 1973 году сложилась схожая ситуация на Голанских высотах. Сирийцы попытались провести аналогичную операцию против израильских войск. На стороне Израиля были линии обороны, которые занимали ветераны, на стороне сирийцев - внезапность нападения и многократное численное и техническое превосходство. Однако, на этом сходство закончилось - после трех дней боев израильские войска отбросили сирийцев.
В 1987 году 20-титысячный корпус ливийских войск, оснащенный современным советским оружием, вторгся на территорию Чада. Армия Муамарра Каддафи обладала тотальным превосходством в вооружении и экипировке - у Чада вообще не было артиллерии, танков, боевых самолетов и т.д.. Однако, в результате 8-месячных боев 10-тысячная армия Чада и примерно 20 тыс. добровольцев отбросили агрессоров.
Примерно по такому же сценарию развивалось вторжение иракских войск в Иран (1980 год). У Ирака было 2 750 танков, более 1 тыс. артиллерийских орудий, 330 боевых самолетов (все оружие было современным, советского и французского производства). Иран мог противопоставить армии Саддама Хуссейна не более 500 танков, не более 300 орудий и менее 100 самолетов устаревших моделей. В ходе войны превосходство иракцев над иранцами в боевой силе и огневой мощи достигало 20 и даже 30 к одному, однако Ирак смог достичь намеченных целей лишь к 1988 году, да и то, активно применяя химическое оружие.
Кеннет Поллак отмечает, что арабские страны не дали миру нового военного гения, хотя очень многие арабские маршалы и генералы «назначали» себя великими полководцами. В большинстве случаев, хотя были и исключения, командующие арабскими армиями продемонстрировали свою некомпетентность. Планирование большинства военных операций было из рук вон небрежным. Командиры не могли организовать управление своими подчиненными. К примеру, Ливия обладала великолепно оснащенными и многочисленными частями противовоздушной обороны, однако во время атак американской авиации в 1980 году ее действия были абсолютно беспомощными. Во время Шестидневной войны с Израилем главнокомандующий египетской армии принимал военные решения, находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Его подчиненные предпочитали выполнять нелепые приказы начальника, но не вступать с ним в конфликт и не проявлять инициативу.
По мнению Поллака, в ряде случаев (например, в Египте в 1967-1973 годах и в Ираке в 1986-1991 годах) арабскими армиями управляли квалифицированные и инициативные командиры, однако их успехи были довольно скромными. На протяжении десятилетий арабские полководцы демонстрировали свое умение разрабатывать хорошие стратегические планы, но проигрывать в тактике (Поллок считает, во время Второй Мировой войны, германская армия, наоборот, была слаба в стратегии и сильна в тактике). Арабские войска достигали успеха лишь в том случае, если операция развивалась по заранее подготовленному плану. В случае же, если противник действовал нестандартно, ситуация менялась не в пользу арабских частей. Офицеры арабских армий были плохо подготовлены. Крайне редко они демонстрировали самостоятельность, быстроту реакции, творческое мышление, умение адаптироваться к изменяющимся условиям боя. Они решались действовать лишь получив приказ.
Арабские войска часто проигрывали сражения противнику, равному или уступавшему им по численности. Арабская артиллерия могла наносить удары лишь по заранее намеченным целям и была не способна поддерживать огнем маневрирующие войска. Координация между частями и соединениями арабских армий была крайне слабой. Особо плохо себя проявили инженерные войска и авиация. Арабские летчики в большинстве случаев могли выполнять лишь простейшие боевые задания, они достигали успехов лишь в том случае, если обладали тотальным превосходством над противником. Арабские ВВС поражали наземные цели также плохо или даже еще хуже, чем воздушные. Исключениями были отдельные части Иордании, Саудовской Аравии и Ирака.
В арабских войсках были слабо организованы связь и разведка. Военное командование иногда игнорировало разведывательные сообщения, не совпадавшие с их представлениями о противнике. Есть несколько исключений из этого правила, например разведывательная подготовка Ирака к вторжению в Кувейт в 1990 году или египетская разведка, предугадавшая направление атак англо-французских войск в 1956 году.
Одной из наиболее болезненных проблем арабских армий было отсутствие достаточного количества военных, способных овладеть современной военной техникой. Очень часто арабские солдаты и офицеры были не в состоянии использовать все возможности своего оружия. К примеру, во время войны 1967 года Иордания обладала танками последнего поколения Patton, которым противостояли устаревшие израильские танки Sherman, использовавшиеся еще во время Второй Мировой войны. Однако израильские танкисты разбили своих иорданских противников. Во время войны в Персидском заливе иракские войска обладали лучшими в мире тяжелыми артиллерийскими орудиями советского производства - однако они проиграли дуэль артиллерии союзников, оснащенной значительно худшими пушками. В свою очередь, во время этого конфликта войска Саудовской Аравии и войска США занимали соседние позиции, были оснащены одинаковой военной техникой, им противостояли равные по силе части Республиканской гвардии Ирака. Однако, успехи саудовцев, в отличие от американцев, во время наступления были весьма скромными.
Проблема образованных кадров остается хронической для вооруженных сил арабских государств. К примеру, Египет, обладавший в 1960-е годы 30-миллионным населением, был в состоянии готовить не более 30 военных пилотов в год. Большинство солдат и офицеров арабских армий не умеют обращаться с военной техникой и оружием. Практически ни один экипаж танка или бронемашины не в состоянии устранить неполадки или повреждения, полученные в боевых условиях. Во многих арабских армиях функции технической поддержки выполняли иностранные специалисты: граждане Кубы, СССР, ГДР, Чехословакии, США, Пакистана... Много проблем у арабских армий с боевым духом их солдат и офицеров (часто они демонстрировали трусость на поле боя), организацией процесса обучения и т. д.
Поллак считает, что идущая сейчас революция в военном искусстве, появление новых типов оружия, изменение стратегии и тактики ведения боевых действий может нанести тяжелый удар по арабским вооруженным силам. Они могут оказаться не готовыми к ведению войны в современных условиях. Причиной этого являются не только и не столько состояние самих войск, а сложившаяся в арабских государствах система государственного управления, образования и т. д., которые не позволяют добиваться успеха инициативным и образованным военнослужащим.
«Washington ProFile»
www.washprofile.org