Есть такая русская народная пословица – «Не все коту масленица». Бывает, и веником по мягкому месту получишь. Похожая ситуация складывается сегодня для России, когда Кремль, в который раз уже получает удар по известному месту от американцев так называемой «поправкой Джексона-Вэника»...
Напомним, что «поправка Джексона-Вэника» появилась в далекие советские времена в ответ на запрет выезда евреев из СССР. С тех пор эта мера, инициированная еврейским лобби в коридорах власти США, является одним из главных барьеров в экономических взаимоотношениях России с США. Из-за этой поправки Россия не может заключать сделки с крупными компаниями США. И это даже несмотря на то, что после событий 11 сентября Путин объявил Россию верным союзником американцев в войне с исламским миром под видом «борьбы с терроризмом»...
«Братание» с Вшингтоном Москве, пока, что никаких выгод не дает, если не считать некоторое ослабление критики со стороны Запада за учиняемый ею геноцид против чеченского народа. Несмотря на это, Кремль продолжает считать США своим ключевым партнером в новой стратегии Кремля. Об этом на ежегодном заседании Американо-российского делового совета снова заявил глава Минэкономразвития РФ Герман Греф.
Заявлять, конечно, можно все, что угодно, но, что касается реальной экономической выгоды, то ее как не было, так и нет. Взять хотя бы совместный российско-американский саммит в Хьюстоне, который закончился буквально на днях. Итоги саммита не оправдывают даже командировочные российской делегации. Вместо ожидаемых инвестиций Россия получила лишь никчемную бумагу за подписью четырех министров.
Такая игра в кошки-мышки, по всей вероятности, будет продолжаться еще довольно долго. В отличие от членов российского правительства, США прекрасно осознают, чего они хотят и каким образом этого от России можно добиться. Кошка всегда подходит к мыши бесшумно. Недавно, к примеру, госсекретарь США Колин Пауэлл с озабоченным видом сделал намек: «в конце-концов США вместо арабской будут покупать российскую нефть». В Кремле тут же начали строить иллюзии относительно госзаказа со стороны США. Спустя некоторое время, тот же Колин Пауэлл, усиливая свой предыдущий намек, заявил, что администрация Дж. Буша понимает желание России сохранить лидирующие позиции в нефтяной промышленности Ирака. «Мы в полной мере принимаем во внимание интересы стран в этом регионе и экономические последствия, которые могут иметь такие перемены, как смена режима Саддама Хусейна», - заявил он.
То, что администрации Буша нужно добиться от России, хотя бы молчаливого согласия на интервенцию в Ирак, понятно всем. Если Россия промолчит, то с возражающими сегодня другими членами Совета Безопасности ООН – Францией и Китаем – может получиться уже совершенно другой торг. Поэтому идеолог «Бури в пустыне» Колин Пауэлл, намертво увязывает согласие Кремля в этом вопросе с возможностью отмены пресловутой «поправки Джексона-Вэника», закрывающей российским компаниям доступ на американские рынки.
«Мы работаем над этим так энергично, как только можем и, как мы надеемся, скоро с ней разберемся», - говорит Пауэлл. Дальше нужно понимать так: «Но, мол, парни, и вы пересмотрите ваши неверные взгляды на войну в Ираке, а мы не забудем учесть ваши нефтяные интересы после свержения Хусейна»...
Очевидно, что при всем том, что российские нефтяные компании вроде бы прочно угнездились в Ираке, России от этого никакого проку. А уж если американцы Хусейна сместят, то и отвечать за «базар» будет сам дядя Сэм. Прощай тогда много миллиардные российско-иракские контракты – даже уже вложенные деньги Россия потеряет навсегда. Потому что играть с иракской нефтью будут не Алекперов с Шафраном, а какой-нибудь Джонсон или Смит из Техаса и Алабамы...
Между тем, реальные пропагандистские результаты «оживившегося» российско-американского «партнерства» начинают сказываться. Заместитель министра нефти Ирака Хуссеин Сулейман Аль-Хадити заявил, что его страна собирается увеличить добычу сырой нефти до 6 млн. баррелей в день вместо запланированных 4 млн. Понятно, что Ирак прилагает все усилия, чтобы избежать американо-британской интервенции.
В арабском мире к намеку США относительно больших закупок русской нефти относятся с вниманием. Потому что знают, что США в отношениях с основными нефтеэкспортерами весьма ловко используют так называемый «фактор российский дешевой нефти». Однако некоторые ведущие американские аналитики полагают, что очередное голословное обещание американского госсекретаря на этот раз может и не оказать должного эффекта. По их мнению, русские уже начинают нервничать из-за того, что поправку Джексона-Вэника никак не отменят. Более того, она как раз всегда возникает на повестке дня именно в тот момент, когда США, что-то срочно нужно от России. Администрация США постоянно обещают отменить эту самую злополучную поправку во взаимоотношениях с Россией, однако почему-то до сих пор у них ничего не получается. Действительно, с чего бы это?
У российских экспертов на это однозначный ответ: быстрое и тесное сближение позиций Москвы и Вашингтона за последний год произошло исключительно за счет российских уступок. Президент Путин молча согласился на размещение военных баз США в бывших советских республиках Средней Азии, не стал поднимать шум по поводу выхода США из договора по ПРО 1972 года и против принятия в НАТО Литвы, Латвии и Эстонии. По просьбе американских «партнеров» закрыл советские военные базы на Кубе и во Вьетнаме. США же в ответ на все на это лишь признали Россию страной с рыночной экономикой, да пообещали по линии Exinbank 300 млн. долларов кредитов российским нефтяным компаниям. И все!
По мнению американских экспертов, в русских политических и экономических кругах усиливается раздражение таким положением, что заметно отражается на позиции России в отношении Ирака. «Они очень сильно напирают на то, что наши взаимоотношения не могут строиться по схеме «все в обмен на ничего», - приводит RusEnergy.ru слова одного из представителей американской администрации, занимающийся переговорами по поводу Иракской проблемы. - Я не думаю, что их опасения полностью оправданны, но они правы в том, что отношения должны быть взаимными, и они подчеркивают эту необходимость».
Однако, по большому счету, в действительности уже поздно что-либо «подчеркивать». У путинской России, кроме ностальгии по былой мощи империи, не осталось никакой внешней политики. Нет ни целей, ни приоритетов, ни способов достижения этих целей и приоритетов. Говорить, что главная цель России – стать главным союзником США в мире и продавать им побольше нефти и газа - несерьезно и смешно. Гоняться за «химерами», вроде мечты российского нефтяного магната Алекперова о возможности захвата 10% американского нефтяного рынка, или надежд «реформатора» Грефа на преимущественную торговлю с США – из области фантазии. Как видно, США еще долго будут покачивать перед Кремлем засохший пряник и время от времени поддавать по мягкому месту пресловутой поправкой «Джексона-Вэника»...
Жан Текей, «Кавказ-Центр»