Война на Кавказе глазами Запада
Ряд спецслужб западных стран, в частности Германии, обнародовали свои наблюдения относительно русско-чеченской войны. На фоне лживой информации прокремлевских СМИ и полной отстраненности западных Mass Media, эти данные проливают некоторый свет на истинное положение дел в Чечне.
По суждению немецких разведчиков, ни о какой победе над чеченцами речь идти не может, хотя о завершении второй русско-чеченской войны российские власти объявили ещё весной 2000 года. При этом тщательно проанализированы причины безуспешности российских войск. Военное положение, говорится в досье, в действительности гораздо тяжелее, чем до сих пор представляют дело в Москве. Несмотря на то, что примерно 200.000 российских солдат противостоят немногим более 2 тысяч вооруженных повстанцев, последним удается «поддерживать сопротивление и проводить наступательные операции». В качестве основных причин безуспешности российских вооруженных сил немецкие эксперты называют низкую воинскую мораль, поддержку повстанцев местным населением и полную управленческую неразбериху. Следствием этого оказываются высокие потери под огнем собственных частей.
Как полагают авторы досье, в начале 2003 года может начаться новая фаза войны, бои в Чечне примут «еще более ожесточенный характер, с по-прежнему высоким уровнем потерь». Политическое достижение окончания конфликта является, по мнению германских экспертов, иллюзией. Политика геноцида, проводимая путинской властью, побуждает чеченский народ к тотальному и бескомпромиссному сопротивлению.
Авторы досье считают официальные данные потерь сильно заниженными. Так, число убитых российских войск, официально оцениваемое в 4.500, составляет, согласно расчетам германских экспертов, 10 тысяч человек (По данным чеченской стороны от 30 до 35 тысяч ред. К-Ц). В досье подвергаются сомнению официальные данные о потерях чеченской стороны, заниженные, по мнению экспертов, в пять с половиной раз: согласно досье, в нынешней войне погибло не 14, а 80 тысяч мирных чеченцев. То есть, уничтожается мирное население: дети, старики и женщины, в связи с чем международная правозащитная организация «Общество по защите народов, находящихся под угрозой уничтожения», призвала министра внутренних дел ФРГ и руководителей внутриполитических ведомств отдельных федеральных земель не высылать в Россию чеченских беженцев, находящихся на территории Германии.
В своем заявлении правозащитная организация (Gesellschaft für bedrohte Völker), штаб-квартира которой находится в немецком городе Гёттингене, обращает внимание на то, что Россия не является «надежным убежищем». Там на чеченских беженцев оказывают давление российские спецслужбы. Их лишают элементарной гуманитарной помощи и вынуждают тем самым вернуться в Чечню, где в последние месяцы возобновились ожесточенные бои. «Ежедневно жертвами преступлений становятся гражданские лица, жизнь которых зависит от произвола российских военнослужащих», – отметила сотрудница правозащитной организации по делам Восточной Европы Сара Райнке (Sarah Reinke).
«Общество по защите народов, находящихся под угрозой уничтожения», оценивает число чеченских беженцев в Германии в несколько тысяч человек. Речь идет о так называемых «выживших после геноцида», который начался в 1994 году и не закончился до сих пор. По данным этого Общества на данный момент количество погибших от рук русских оккупантов мирных жителей в Чечне достигло 160 тысяч человек.
Однако запад заметно сбавил во многом лицемерную по своей сути критику в адрес Москвы. В связи с этим правозащитника Елена Боннэр обвинила западные СМИ в опасной односторонности.
Как в России, так и на Западе иногда проводят параллель между действиями российских войск в Чечне и израильских войск на оккупированных палестинских территориях. Елена Боннэр считает, что такое сравнение не правомерно.
- Я думаю, что сравнение с Чечней не выдерживает критики... И нигде в мире, кроме как когда-то в Боснии, когда находили там тайные захоронения, не пропало такое количество людей. В ходе первой войны на так называемых зачистках пропало более полутора тысяч человек. Их увозили, и куда они делись, неизвестно. Причем это не боевики, а это мирные жители, это, в основном, пожилые мужчины и мальчики 10-12 лет. Во второй войне это продолжается. Сейчас мы просто не знаем, сколько людей пропало при зачистках, мирных жителей. Все деревни, все населенные пункты «зачищались» десятки раз. Там ограблено всё население, вплоть до того, что у женщин там серёжки из ушей вырывают, и увозят людей – неизвестно кто неизвестно куда, и они просто пропадают. А потом находятся тайные захоронения, причем теперь трупы сжигают, чтобы людей даже не опознали. Ничего похожего на борьбу с терроризмом в Чечне не ведется. Там случайно поймали Радуева и еще кого-то, именно случайно, а вообще армия там разлагается и мародерствует, - говорит российская правозащитника. (Радио «Немецкая волна»).
«Ситуация в Чечне на самом деле ужасна. И ответственность за это в значительной мере несёт Запад. Потому что благодаря ухищрениям наших дипломатов и политиканов произошло следующее: нащупан стиль общения западных критиков и российских «официальных миротворцев», людей типа Дмитрия Рогозина. Те и другие говорят: «Да, к сожалению, на чеченской территории всё ещё происходят заведомые нарушения прав человека, иногда даже носящие массовый характер, хотя это, конечно, и никакая не гуманитарная катастрофа, - говорит уже Сергей Ковалёв. - А дальше они опять-таки с трогательным единодушием говорят: «Но посмотрите, какой – постепенно – достигнут прогресс! Смотрите, в Чечне действуют суды. Смотрите, заведено столько-то сот уголовных дел на федеральных военнослужащих. И положение беженцев, как бы оно ни было тяжело, с каждым днём улучшается!». И это очень удобная позиция – и для тех, и для других».
Видя такую двуличную политику западных стран, Россия пользуется моментом и без зазрения совести предлагает своим кредиторам списать многомиллиардные внешние долги России в сет борьбы с «международным терроризмом».
Между тем, по данным Международной Хельсинской Федерации по правам человека, российские солдаты убивают ежемесячно от 50-ти до 80-ти чеченских мужчин. По словам Арона Роудса (Aaron Rhodes), исполнительного директора Федерации, за последние месяцы ситуация ещё обострилась. Вот что говорит по этому поводу Сергей Ковалев: «Думаю, что Кремль цинично согласился с тем, что иначе не получится. Других исполнителей того, что хочет Кремль в Чечне – насилия, жесткой руки, – других исполнителей не найдёшь. Здесь нужны палачи так уж палачи! Второе: я думаю, что администрация Путина, сам он, во всяком случае, отчётливо понимают, что на Северном Кавказе они в тупике... Но Путин, в некотором смысле, в плену у силовиков. Более надёжной опоры у него нет. А этим ребятам выгодно воевать в Чечне – выгодно потому, что звёзды падают на плечи, выгодно потому, что чины растут, выгодно потому, что только в Чечне военные получают зарплату, а не то нищенское пособие, которое они получают до сих пор здесь. Ну и, наконец, выгодно потому, что там есть чем поживиться. Никто не в силах, а потому и не пытается прекратить там мародёрство. Сотни возбуждённых уголовных дел – это миф, не имеющий никакого значения»...
По мнению политолога Клауса Зегберса, профессора Института Восточной Европы при Свободном университете Берлина, во взаимоотношениях между Россией и странами Запада на стол выкладываются далеко не все карты. С одной стороны, западные правительства, Европарламент, ОБСЕ, а также правозащитные организации и средства массовой информации не устают критиковать массовое и часто ничем не оправданное применение насилия со стороны российской армии против мирного населения. С другой стороны, после 11 сентября, после терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, Россия в некоторой степени смогла интегрировать свой собственный конфликт с чеченцами в контекст глобальной «борьбы с терроризмом». С тех пор эта тема, хоть и всплывает иногда в ходе переговоров западных политиков с российскими, отодвинулась на задний план.
Наш обзор хочется завершить цитатой из латвийской газеты «Неаткарига рита авизе», которая, по нашему мнению, наиболее емко характеризирует основную причину происходящего сегодня в путинской России: «К сожалению, в России коммунизм жив не только в сознании людей; он проявляется и в разного рода насилии: от пыток заключенных до войны в Чечне. Он живет в оскорбительной для жертв репрессий терпимости к реликтам советского прошлого, к сталинскому гимну, к восстановлению памятника «железному» Феликсу в центре Москвы и многим другим рецидивам... Государство, с герба которого одна голова двуглавого орла смотрит в сторону советского прошлого, опасно и для себя, и для других».
Точнее не скажешь...
Жан Текей, «Кавказ-Центр»