Железный Уго

Железный Уго
Операция по смещению Уго Чавеса с поста президента Венесуэлы закончилась полным провалом. Ее организаторам не хватило решимости.

Тридцать лет назад все решилось бы просто - пламенный марксист и друг Фиделя под улюлюканье «цивилизованного» мира был бы отправлен по пути Альенде. И никакие протесты соседей по континенту не перевесили бы нескрываемую поддержку супердержавы.

Поражение оппозиции предрешили три фактора.

Первый - тотальное осуждение «разрыва конституционного порядка и нарушения норм демократии» 19-ю странами, входящими в Группу Рио (куда не входят США), и их призыв к вмешательству Организации американских государств (ОАГ). Столкнувшись с таким противодействием смене режима в Венесуэле, даже США были вынуждены сменить тон и слегка подзабыть о своей прежней готовности признать новое «переходное правительство». Оставшись на внешнеполитической арене в гордом одиночестве, оппозиционеры были обречены на изоляцию. Ее последствия могли бы быть преодолены лишь не-демократическими способами, а именно установлением в стране военного режима.

Второй - отсутствие поддержки в регионах. Во главе 19 из 23 венесуэльских провинций стоят приверженцы Уго Чавеса. Но и эта слабость могла бы быть компенсирована в случае поддержки переворота всеми армейскими структурами. Но действия генералов нашли понимание далеко не у всех командиров высшего и особенно среднего звена. Это стало третьим и, как выясняется, решающим фактором поражения несостоявшейся хунты.

«Контрпереворот» - сам по себе - чрезвычайно напоминал действия оппозиционеров двухдневной давности. В ночь с субботы на воскресенье тысячи сторонников Уго Чавеса осадили президентский дворец «Мирафлорес» в Каракасе. По некоторым данным, после столкновений с полицией, в которых погибли 9 и получили ранения более 50 человек, дворец был захвачен. Та же участь постигла государственный телеканал Венесуэлы, по которому сторонники Чавеса выступили с сообщением о том, что временный президент страны Педро Кармона смещен со своего поста. Предпринятые Кармоной экстренные меры, а именно заявление о восстановлении распущенного днем раньше парламента, результата не принесли.

Параллельно заявили о неповиновении новым властям ряд армейских подразделений в разных частях страны, в том числе состав базы ВВС страны в местечке Маракай, где базируются боевые самолеты F-16. Ряд десантных подразделений выдвинулись в сторону Каракаса, однако были остановлены "для ведения переговоров". Даже Национальная гвардия, ранее поддерживавшая правительство Кармона, потребовала предоставить Уго Чавесу возможность выступить по национальному телевидению. Предполагалось, что он должен подтвердить заверения мятежных генералов в добровольности собственной отставки. Стоит напомнить, что именно этим в последние дни оправдывались действия военных - шаг, прямо скажем, недальновидный, особенно учитывая, насколько страстно незадолго до переворота Чавес уверял телеаудиторию страны в том, что никакая сила не заставит его уйти с занимаемого поста.

Итак, до реальных армейских столкновений дело не дошло. Педро Кармона скрылся на одной из военных баз, зачинщики смещения Уго Чавеса «отказались от своих намерений». В результате всю полноту власти принял на себя вице-президент Диосдадо Кабельо, названный за преданность Чавесу его «ангелом-хранителем». Вслед за этим к острову Ла-Орчила в Карибском море, где последние часы в заключении проводил Уго Чавес, вылетел министр обороны республики Хосе Винсенте Ранхель, предварительно заявивший журналистам о том, что «мы спасем президента и восстановим его у власти». Несколько часов спустя Чавес вернулся в свой дворец в Каракасе.

Как будут развиваться теперь события, предсказать трудно. Перед Чавесом стоят те же проблемы, что и несколько дней назад. А именно: недовольство тысяч рабочих, требующих повышения зарплаты и улучшения уровня жизни, и недовольство совета директоров государственной нефтяной компании PDVSA, куда незадолго до переворота Чавес ввел своих единомышленников. Бессрочная забастовка работников нефтяного сектора, ставшая катализатором и поводом для смещения Чавеса с поста, может повториться. Однажды бескомпромиссность президента-подполковника, сделавшего все для того, чтобы 300 тысяч рабочих вышли на улицы с требованием его отставки, уже сыграла с ним злую шутку. Пока неясно, какой урок из последних событий он извлек. Судя по тому, что триумфатор заявил по возвращении во дворец – «У нас в Венесуэле настоящая демократия и мирная революция, которая не остановится несмотря ни на что, поскольку такова воля Божья», - склонности к компромиссам у него не прибавилось

Очевидно и то, что возвращение Чавеса будет приветствоваться ОПЕК. При Чавесе Венесуэла была одним из самых преданных политике картеля членов, всегда уважала производственные ограничения, действующие в рамках ОПЕК, даже в ущерб собственным интересам. Так что возвращение Чавеса - позитивная новость для рынка, и мировые цены на нефть в ближайшее время вновь начнут расти. По прогнозам экспертов, цены на нефть могут подскочить примерно на 50 центов за баррель. Напомним, что после заявления руководства PDVSA в пятницу о том, что производство должно определяться рыночными условиями, а не квотами ОПЕК, цены упали более чем на $1 за баррель и достигли отметки $23 за баррель. До этого они выросли до $27 за баррель после того, как Ирак объявил о запрете на экспорт нефти в течение одного месяца в знак протеста против военной операции, которую Израиль проводит на Западном берегу реки Иордан.

Александр Шмелев, «ВЕСТИ.RU»
http://www.vesti.ru


© Kavkazcenter.com 2020