Добьемся мы высвобожденья
На этой неделе комитет Госдумы по обороне приступил к работе над законопроектом «О высвобождаемом военном имуществе». До сего дня вооружение, техника, боеприпасы и много других полезных вещей в армии и на флоте списывались, распродавались, обменивались по бартеру, передавались с рук (военных) на руки (гражданские) как угодно, но только не по закону. Между тем за это десятилетие в Вооруженных силах было высвобождено разнообразного имущества на десятки миллиардов рублей. Сами военные утверждают, что удалось реализовать лишь до 60 % движимого и 13 % недвижимого высвобождаемого военного имущества (ВВИ). Остальное лежит мертвым грузом.
Самая впечатляющая картина - брошенные военные городки. Сегодня таких 690. В ближайшие три года будет уже 1400. Большинство из них - вполне добротные селения. С жильем, коммуникациями, дорогами. Проблема в том, что в их приобретении если кто и заинтересован, то местные власти (одних стройматериалов сколько можно поиметь). Но в законах не прописано, как Минобороны на выгодных для себя условиях может передать ненужное ему недвижимое имущество органу исполнительной власти (городу, селу, ведомству). То, что в указах да постановлениях, туманно и путано. Этой дорогой давно не ходят. Ходят тропами. Договариваются с охраной брошенного городка и постепенно, по бревнышку, по кирпичику, «высвобождают» казенную недвижимость. Немало военных чинов заметно поправили свое личное благосостояние благодаря именно этому способу высвобождать то, что принадлежит государству.
За эти десять лет правительство как минимум трижды меняло правила реализации ВВИ и перечень его разновидностей. Надзирать за военными поручалось Госкомимуществу, помогать им с реализацией - Российскому фонду федерального имущества, посредничать - всякому пробивному да ушлому. С барышей - все честь по чести - планировалось развернуть жилищное строительство для военнослужащих и военных пенсионеров. Да только все благие намерения закончились пустыми хлопотами. Ни денег, ни жилья армия в результате многочисленных шумных торгов и аукционов не получила. Во всяком случае, очередь бесквартирных в Вооруженных силах за последние пять лет выросла почти вдвое.
Теперь надвигается очередной передел несметных богатств силовых структур (не только армии и флота). О его масштабе можно составить представление по следующим данным. С 2002 года по 2005 год высвобождаются:
650 космических аппаратов, ракетоносителей и стартовых комплексов;
150 атомных подводных лодок (АПЛ);
90 дизельных подводных лодок;
600 надводных кораблей и судов обеспечения;
650 баллистических ракет АПЛ;
5000 морских крылатых и противолодочных ракет;
250 тысяч реактивных глубинных бомб, мин и торпед;
2000 самолетов и вертолетов;
1500 радиолокационных станций и автоматизированных систем управления;
4000 танков;
4000 боевых машин и бронетранспортеров;
10 000 000 противопехотных и противотанковых мин;
1 000 000 автоматов, винтовок и пистолетов
и прочего, прочего, прочего на общую сумму около 20 млрд рублей (по явно скромным официальным ожиданиям Минобороны РФ).
Цветных металлов - 230 000 тонн. Титановых сплавов - 3300 тонн. Драгметаллов - 1000 тонн. Из них золота, платины и палладия - 21 тонна. Плюс без малого 35 млрд рублей бюджетных и зарубежных (программа «Нанна-Лугара») средств на одну только утилизацию.
Вот такой куш стоит на кону. И было бы величайшей глупостью со стороны новой власти вверять судьбу этих миллиардов в руки старой команды, играть по ее правилам и инструкциям. Передел мог бы состояться и без лишних формальностей. Очередного правительственного постановления было бы достаточно. Но все-таки класть противника надо по гамбургскому счету. Отсюда и инициатива думского комитета по обороне. Закон - это уже Закон. Спору нет, порядок в деле давно нужно бы навести. Только, сдается, даже после принятия суперзамечательного закона многострадальной программе строительства жилья для военных перепадет немного. Как и самим военным. Другие подоспеют заботы. Одни президентские выборы чего стоят.
Владимир Темный, «Грани.ру»
www.grani.ru