Обзор материалов, полученных от Общественного движения «Чеченский Комитет Национального Спасения» (г. Назрань, Ингушетия)
«В течение последних нескольких дней в Курчалоевском районе Чеченской Республики разыгралась чудовищная по своим масштабам трагедия. Руководство российской военной группировки в Чечне объявило это «спецоперацией по ликвидации бандформирований». Марионеточная радиостанция с циничным названием «Чечня свободная» сообщила, что российские военные «уничтожили 200 боевиков». Все это, на самом деле, является откровенной ложью и дезинформацией. По сообщениям из Курчалоевского района все убитые военнослужащими люди являлись мирными гражданами, не имеющими никакого отношения к чеченским вооруженным отрядам. Погибшие в ходе «спецопераций» жители населенных пунктов были задержаны у себя дома и не имели при себе оружия. Наглядным свидетельством преступных действий российских военнослужащих являются последние события в населенном пункте Цоцан-Юрт. По многочисленным свидетельствам местных жителей, военные устроили в этом селе настоящую резню и погром. Людей хватали на улицах и в своих домах, убивали задержанных на глазах родных и фотографировались на фоне убитых, предварительно положив рядом с трупом оружие. Зверски избивали даже глубоких старцев и малолетних детей, требуя денег. Тела зверски замученных людей отдавали родственникам только после того, как те уплачивали тысячу рублей и подписывали бумагу, что убитый являлся боевиком, в противном случае военнослужащие грозились сжигать трупы. Большинство выкупленных родственниками тел (свыше 30) хранят следы изуверских пыток и истязаний: отрезаны уши, носы, пальцы, выколоты глаза и переломаны кости. Назвать точное количество жертв в Цоцан-Юрте пока не представляется возможным, поскольку местные жители не имели возможности даже выходить со двора. В присутствии отцов и братьев пьяные военнослужащие домогались и приставали к молодым девушкам. Расстреливали скот и домашнюю птицу, заставляя хозяев готовить для себя еду. Сельские мечети были осквернены и превращены военными в уборные. Вся эта вакханалия сопровождалась массовыми грабежами и мародерством. Подобное происходит и в других селах Курчалоевского района, в частности с. Гелдиген и райцентре Курчалой. По последним сообщениям из Чечни, российские военные начали блокировать г. Аргун, который в ближайшее время может разделить участь Цоцан-Юрта».
«30 декабря около 9.00 утра в Цоцин-юрт Курчалойского района со стороны Мескер-Юрта вслед за автомобилем «Нива» синего цвета въехали около 20 единиц российской бронетехники… Всех задержанных, кто не мог откупиться, вывозили на окраину села, где находятся развалины бывших ремонтных мастерских, проверяли документы, раздевали, осматривали, многих избивали так жестоко, что они не могли передвигаться без посторонней помощи, домой их вели под руки. Некоторые вообще не в состоянии были двигаться, военные сбрасывали их с БТРа в селе. Многие видели, как они возили на БТРе по населенному пункту обнаженного человека… Военные пытались забрать умственно отсталого человека, заявляя, что, если он не говорит по-русски, значит, он араб. Избили семидесятилетнего старика, который просил не забирать внуков…
31декабря и 1 января российские военнослужащие, рассредоточившись по домам местных жителей, праздновали наступление Нового года. Под угрозой применения оружия они заставляли местных женщин готовить себе еду и доставать спиртное. Когда в доме кончались продукты, военные расстреливали скот и забивали птицу. Во время пьяных гуляний российские военные приставали к женщинам и девушкам, открывали огонь в доме. Были случаи, когда пьяные военнослужащие из одного подразделения обстреливали других. 2 января часть военных, проводивших «зачистку» в Цоцин-Юрте совершила рейд в соседнее село Гелдаган. В Гелдагане военные захватили 15 молодых парней, доставили к развалинам мастерской и жестоко избили (они после этого не могли самостоятельно передвигаться). В этом селе, кроме того, они избили мальчиков, учеников медресе, которые возвращались домой после школы.
3 января утром блокада Цоцин-Юрта была снята, колонна ушла в Аргун. Зам. главы администрации и представители Совета старейшин забрали с места их дислокации семь трупов. Двое Идрис Закриев и Муса Исмаилов были изуверски обезображены: им исполосовали ножами лица и руки, отрезали носы и уши, распороли животы. Два трупа увезли в Гелдагана, два - в Курчалой. Трупы людей оказавших им сопротивление, военные не отдали. Сказали, что в сгоревших машинах еще 32 трупа, однако, трупов в машинах не было. Несмотря на то, что на командном пункте во время проведения спецоперации присутствовали военный прокурор и двое заместителей прокурора ЧР В. Чернова (по крайней мере, так они представились членам Совета старейшин), в ходе ее проведения военнослужащими была совершена целая серия преступлений: осквернена мечеть, ограблена большая часть жителей, уничтожен дом Идрисовых, повреждены еще несколько домов и киосков, избиты не менее восьмидесяти человек, среди них одна женщина, убито несколько местных жителей, не причастных к чеченским вооруженным формированиям. Известны имена 7 человек, похищенных и увезенных в неизвестном направлении… Точное число убитых, раненых, искалеченных и пропавших без вести жителей Цоцин–Юрта - пока не известно. Однако в последний день «зачистки» один из пьяных офицеров заявил, что они «уничтожили в Цоцин–Юрте 74 бандита»…
3 января поздно вечером в село Цоцин-Юрт Курчалойского района ворвались несколько военнослужащих на БТРе из подразделения, базирующегося рядом. Они ограбили несколько киосков, потом выстрелили из подствольника в дом Сулихаджиевых, в котором живет престарелая мать с четырьмя взрослыми дочерями и внуками. Потом в дом бросили гранату, ворвались, взломав двери, и потребовали у перепуганных женщин, чтобы они отдали своих мужчин и сказали, где находится Хаттаб. Как ни пыталась хозяйка объяснить, что у нее нет сыновей, а муж умер в 1994 году, ничего не помогало. Они не давали даже перевязать ногу Иман, дочери хозяйки, раненую осколками гранаты. Один из военных затащил Иман в кладовку и пытался изнасиловать. Когда это ему не удалось, он помочился на нее. Уходя, они ограбили киоск, доходами от которого живет семья. На следующий день люди, живущие на окраине села видели, как командир распекал ночных бандитов, однако награбленное никому не вернули…».
Информационное агентство «За права человека»